Кто должен первым здороваться по правилам этикета?

Кто должен первым здороваться по правилам этикета?

Социальное общество, каким бы многослойным оно ни было, нельзя представить без определённых норм поведения. Эти правила в первую очередь касаются культуры речи: чтобы ладить с людьми, избегать конфликтов и уверенно двигаться по жизни, необходимо владеть важными азами этикета. Знание того, кто должен первым здороваться, как правильно прощаться и благодарить, даёт человеку большие преимущества и возможности.

Значение общепринятых правил

Правильное приветствие важно во всех отношениях, прежде всего, это показатель хорошего воспитания и образованности человека.

Пренебрежение к окружающим, невнимательность и грубость неприемлемы в отношениях между людьми.

Несмотря на то, что этикет, по сути, это ряд условностей, они чрезвычайно важны, поскольку, демонстрируя своё уважение, в ответ можно получить дружеское участие и даже помощь. Быть вежливым в любой ситуации – это нормально для того, кто уважает собственное достоинство и ценит его в других.

Приветствие может быть разным, оно имеет свои нюансы в зависимости от случая, поэтому выделяют несколько его вариантов:

  • дружеское;
  • светское;
  • деловое;
  • нестандартное.

Ежедневно жизнь преподносит множество ситуаций, и в любой из них человек должен вести себя достойно. В отличие от прежнего светского этикета, нормы поведения которого были крайне строги, в современной повседневной жизни нет чётких границ таких правил, и допускаются некоторые отклонения и исключения.

Тем не менее их важно знать и соблюдать для своего же блага, ведь из-за асоциального поведения можно легко нарушить нормальные взаимоотношения в любой из сфер своей жизни, сделав её невыносимой.

Правила приветствия в деловом кругу

В своей профессиональной деятельности людям приходится много общаться, и от качества этого общения очень часто зависит окружение и состояние карьеры. Соблюдение речевой культуры важно и для поддержания имиджа предприятия, на котором они работают. При этом в каждой компании есть свои установленные нормы поведения и порядки.

Однако общепринятых правил никто не отменял:

  • в офисе первым должен здороваться тот, кто увидел первым своего сослуживца, разумеется, если оба они находятся на равнозначных по своему положению должностях;
  • если происходит встреча начальника и подчинённого, последний, неважно – мужчина это или женщина, первым приветствует своего босса;
  • в случаях, когда руководитель входит в помещение с подчинёнными, он обязан поздороваться со всеми первым.

На работе основы этикета так же важны, как и в повседневной жизни, но выполняются с учётом субординации и уважения должности. Этим фактом обусловлены и поправки в отношении женщины – на работе начальника женщина должна приветствовать первой и вставать. Однако есть немало достойных руководителей, которые не позволяют этого делать, и первыми приветствуют женщин, находящихся в подчинении, а также уважаемых сотрудников более старшего возраста.

Рукопожатие в деловой сфере всегда предлагает старший по должности. Во время представлений, когда происходит первое знакомство – с партнёром или новым работником, руку всегда подаёт тот, кому представляют этих людей. При этом все, участвующие в приветствии, представляются по имени, отчеству и должности.

Подавать руку не стоит через порог, над головой сидящего рядом человека, вторая рука не должна находиться за спиной или в кармане – это моветон. Нежелательно в профессиональной области и рукопожатие с участием обеих рук – это, скорее, подходит для близких людей, друзей.

Приветствие в светском обществе

В наше время не существует жёстко установленных требований, как необходимо здороваться по этикету. Любая ситуация предполагает свои особенности, и не последнюю роль в ней играет элементарная вежливость:

  1. Согласно общим порядкам ровесники по возрасту могут здороваться одновременно, в то время как младший по правилам обязан делать это первым, а старший – инициировать пожатие рук. Но в разных социальных кругах это положение нередко игнорируется.
  2. Относительно девушки и парня – первым должен здороваться представитель сильного пола, зато женщина может подать ему руку для приветствия. Исключение составляет ситуация, когда мужчина гораздо старше своей знакомой, тогда вполне логично, что проявить уважение должна она.
  3. Если происходит встреча двух пар, то вначале обращаются друг к другу с приветствием женщины, мужчины также свидетельствуют им своё почтение и только потом здороваются между собой. Если это произошло на улице в холодное время, важно проявить свою приязнь к знакомым, сняв варежки или перчатки. Это жест доброй воли, который показывает степень доверия и доброжелательства.

Приветливо поздоровавшись, люди имеют возможность завязать разговор, получить нужную информацию, обменяться новостями.

Вежливость в других случаях

Ряд иных жизненных ситуаций также предусматривает доброжелательное отношение между участниками социума.

При общении между покупателем и продавцом есть свои особенности:

  • при входе в помещение магазина необходимо поприветствовать продавца, это является признаком хорошего тона;
  • по правилам тот, кто нуждается в помощи или каких-то услугах, должен проявлять почтение первым, и это вполне закономерно.

Но это только одна сторона вопроса – по этическим, а иногда и меркантильным соображениям, первыми обращаются с приветствием продавцы, которые предлагают свои услуги и помощь по выбору.

Педагоги, профессиональная деятельность которых связана с публичными выступлениями, всегда приветствуют свою аудиторию первыми, будь то небольшой класс или большой зал со студентами. Специфика работы часто приводит к некоторым правкам в сводах этикета. Те же ученики, встретившие своего учителя на улице, должны выразить свое доброе к нему отношение первыми.

Существуют и другие правила:

  • что касается водителей: сидя в машине, они первыми должны здороваться с проходящим мимо человеком;
  • идущий мимо стоящего приятеля первый свидетельствует своё уважение;
  • опаздывающие на встречу также обязаны первыми поприветствовать своих друзей, а заодно и принести свои извинения.

Относительно соседей, даже не являющихся хорошо знакомыми – обращаться к ним с приветствием нужно всегда первыми, ведь это люди, живущие рядом, и уже поэтому составляющие часть нашей жизни.

Как вести себя в гостях?

Визит к знакомым обычно связан с новыми встречами и знакомствами, и подчас человеку приходится общаться с людьми разного пола и возраста. На этом и строятся правила поведения в гостях.

При входе в дом необходимо засвидетельствовать своё почтение хозяйке, только потом можно здороваться с остальными присутствующими, в первую очередь – с дамами. Приветствие может быть общим для всех – в виде лёгкого поклона или кивка головы. Если при этом улыбнуться, этого будет вполне достаточно, чтобы создать располагающую к позитивному общению атмосферу.

Если в компании встречаются два приятеля, то один обязан представлять другого тем, с кем тот желает завести знакомство. Но для этого следует сначала извиниться перед окружающими, и только после этого приветствовать друга и перекинуться с ним двумя-тремя словами.

Присутствующим, особенно плохо знающим друг друга, бывает неприятно, когда они не участвуют в общей беседе. Чтобы гости не чувствовали себя покинутыми, каждому следует уделить хоть немного внимания, но это в основном прерогатива хозяйки.

При обмене рукопожатиями правильно подать руку всем представителям сильной половины – недопустимо проявлять такую благосклонность только к своим друзьям и приятелям, для других это может выглядеть оскорбительно.

Есть ещё одно важное правило – если гость приходит к одному из домочадцев, встречать его должна вся семья. Прощание с уходящим приятелем также должно происходить в присутствии всех членов семьи.

Как здороваться правильно?

Приветствие, обращённое к человеку – это не только слова, в этот момент всё важно в отношении здоровающегося человека:

Эмоции могут быть выраженными или приглушёнными, но обязательно позитивными – пусть это будет улыбка, даже лёгкая, едва заметная.

Интонация голоса способна во всей полноте передать чувства человека, и сухие слова могут быть восприняты с разочарованием и обидой. Грубый тон вообще недопустим при соблюдении этикета.

Во время выражения своей радости по поводу встречи необязательно много жестикулировать, это считается неприличным, но можно пожать руку, дружески обнять приятеля или улыбнуться даме.

Имеет значение, как подавать и пожимать руку. Психологи утверждают, что при этом знаке одобрения и уважения важно сохранять среднюю дистанцию. Пожатие должно быть крепким и уверенным, но не сдавливающим, а руки – сухими и открытыми.

Нельзя подавать руку ладонью вниз или вверх – это демонстрирует превосходство или подчинение. Даже здороваясь сидя, во время этого жеста необходимо приподняться, а трёх покачиваний вполне достаточно, чтобы оставить о себе положительное впечатление.

Интеллигентный, хорошо воспитанный человек, даже независимо от своих явных преимуществ, заключающихся в руководящей должности или солидном возрасте, всегда здоровается первым. Тем самым он показывает, что относится с уважением ко всем окружающим его людям, их индивидуальным мировоззрениям и приоритетам.

Основные правила этикета и правильного приветствия смотрите далее.

Комментарии
Автор комментария