Белорусский национальный костюм

Белорусский национальный костюм

Национальный костюм – это устоявшийся набор одежды, обуви и украшений. Он складывался не одно столетие, сильно зависел от климата и отображал традиции народа. Природные условия влияли не только на набор одежды для костюма, но и на выбор тканей для них. Так, например, белорусский национальный костюм, о котором мы поговорим в этой статье, шили из льняных, шерстяных и даже конопляных тканей, украшения делали из дерева, соломы и многого другого. Словом, из того, что было под рукой.

Немного истории

Считается, что первые сведения о нарядах белорусов сообщает Статут Великого княжества Литовского 1588 года. Описания и даже изображения национальной одежды тех времен можно найти в записках путешественников, проезжавших по землям Великого княжества Литовского.

Время шло, границы государств менялись, а вместе с ними и народные традиции. К концу XIX — началу XX веков белорусский национальный костюм уже имел единый облик, в котором ярко проявлялись этнические черты. Здесь можно было найти и древние языческие элементы (в основном в орнаментах), и влияние городской культуры. Однако костюм не был одинаковым во всех уголках страны. Этнографы насчитывают около 22 вариантов, которые сложились в разных регионах: Поднепровье, Понеманье, Поозерье, Восточное и Западное Полесье и т.д. Различия проявлялись в основном в орнаментах, расцветке и крое одежды.

Особенности

Что же такого особенного в белорусском национальном костюме? Чем отличается от ближайших соседей – русского, украинского, польского костюмов?

Цвета и оттенки

Главным цветом одежды белорусов был белый. Существует легенда, что именно за это они и получили свое название. Многие знаменитые люди замечали во время своих путешествий эту особенность. Так, этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусских землях в своих заметках: «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».

Одежду шили в основном из отбеленного льна. Это не говорит о том, что белорусы не умели окрашивать ткани. Есть сведения, что еще XVII веке крестьяне красили ткани в синие, фиолетовые и даже пурпурные цвета. Однако, самым любимым цветом оставался белый.

Ткани

Как мы говорили вначале, ткани делали на основе местного органического материала. В основном это были лен, шерсть, конопля и даже крапива. Привозили на белорусские земли и дорогие ткани, такие как шелк или бархат. Но для простых крестьян они были не доступны.

До конца XIX века в крестьянских хозяйствах ткани изготавливали самостоятельно. Также самостоятельно окрашивали их. Для этого использовали корни растений, ягоды, кору или почки деревьев и многое другое. Красили в основном ткани для юбок, штанов и безрукавок. Для других изделий ткани просто отбеливали.

В конце XIX века, с развитием фабричного производства, начали использовать ситцевые ткани, покупать яркие платки и косынки. Тогда же все активнее в национальный костюм стали проникать элементы городской моды.

Крой и декоративные швы

Рубаха - главный элемент национального костюма. Поначалу ее делали без швов на плечах. Полотно просто складывали пополам в нужном месте и так кроили. Но в XIX веке это уже считалось устаревшим способом, который использовали только для пошива обрядовой одежде.

Новым способом покроя рубахи стали специальные вставки (палики) из той же ткани, которые соединяли заднее и переднее полотнище.

Важной особенностью белорусской рубахи был прямой разрез на груди. Например, в российских губерниях такой разрез делали на левой стороне груди. На праздничных рубахах вдоль разреза добавляли специальные вставки с вышивкой, которые назывались «манишка» или «грудзина».

Воротники тоже были характерной чертой праздничной одежды. Их делали в основном стоячими, не больше 3 см, и застегивали на небольшую пуговицу. Мелкая шляхта - бедное дворянство, которое не смогло подтвердить принадлежность к высшему сословию и оставшегося в классе крестьян – шила рубахи с отложным воротником, чтобы подчеркнуть свою особенность. Такой воротник застегивали на запонку.

Юбки изо льна кроили из двух половин, а вот при использовании сукна делали от трех до шести продольных частей. Потом их сшивали и собирали в складки.

Аксессуары и украшения

Главный аксессуар национального костюма – пояс. Пояса ткали самостоятельно, узоры были самые невероятные. Чем богаче семья, тем дороже пояс. По этому элементу одежды судили о благосостоянии семьи. Очень богатые люди могли позволить себе пояса из шелка с вплетением дорогих золотых и серебряных нитей. Каждый такой пояс и сегодня считается произведением искусства, которым посвящают целые музейные экспозиции.

В качестве украшений использовали подвески из недорогих металлов, кости, камня или дерева. Женщины дополняли свой наряд бусами, в основном стеклянными или янтарными, зажиточные крестьянки могли носить жемчужные и рубиновые. Остальные декоративные украшения, например, брошки, кольца, браслеты, были доступны в основном богатым крестьянским женам и дочерям и большого распространения не имели.

Разновидности

Женский

Итак, основой любого костюма в давние времена была рубаха. Женские рубахи были длинные и шились изо льна. Их обязательно украшала вышивка. На рубаху надевалась юбка. Юбки могли быть разными: летом – изо льна («летник»), осенью и зимой – из сукна («андарак»), а также особые для взрослых женщин – понева. Поверх юбки надевали фартук, на рубаху – безрукавку. И подпоясывались. Голову обязательно украшал головной убор, который нес информацию о семейном статусе женщины. Дополняли образ бусами, лентами и другими украшениями. Это основа. Но могли быть варианты.

Юбка-понева имела другой крой и ее носили либо замужние, либо уже обручившиеся девушки. Шили такую юбку из трех кусков материи, которые сверху собирали на шнур и стягивали на таллии. Если все куски ткани были сшиты, это была «закрытая» понева. Если спереди и сбоку они оставались открытыми, поневу называли «распашной». Почти всегда поневу украшали богатым орнаментом.

Цвет юбки, поневы или андарака мог быть любым. В основном красили в красный или сине-зеленый. Также юбку могли шить из ткани в клетку или полоску. Фартуки всегда вышивали, а безрукавки украшали еще и кружевами.

Безрукавка была элементом праздничной одежды. Делали ее обязательно на подкладке, и называли «гарсетом». Крой гарсета мог быть разным: до талии или длиннее, прямой или приталенный. Строгих предписаний по этому поводу не было. Застегиваться безрукавка могла на крючки, пуговицы или просто шнуровалась.

Зимой необходима была верхняя одежда. Делали ее из шерсти и шкур животных. Чаще всего носили кожух из овчины. Он был, как правило, прямого кроя и украшался большим отложным воротником. Кроилась женская и мужская верхняя одежда одинаково. Разница была лишь в том, что в женской было больше украшений. Рукава, а порой и подол, обшивали полосой все той же овчины, вывернутой наружу.

А вот головные уборы не были столь однообразны как верхняя одежда. Девушки украшали волосы лентами и венками. Замужние женщины обязаны были прятать волосы. Чаще всего белоруски носили «намитку» или платок.

Чтобы надеть намитку, нужно было собрать волосы в пучок на макушке и накрутить их на каркасное кольцо. Затем надевали специальный чепчик, а на него – отбеленное льняное полотно. Длина его была в среднем 4-6 м, а ширина 30-60 см.

Вариантов завязывания намиток было огромное количество. Свадебную намитку хранили всю жизнь и вновь одевали только на похоронах.

Из обуви крестьянки носили лапти или постолы. Постолы – это особые сандалии, которые делали из сырой кожи. Сапоги или башмаки обували только по праздникам. Часто на всю семью это была лишь одна пара. Изготавливали такую обувь у сапожников на заказ, а поэтому стоило это очень дорого.

Мужской

Основу мужского костюма также составляла рубаха, которая вышивалась по вороту и внизу. Далее одевались штаны и безрукавка. Из аксессуаров – пояс и головной убор.

Штаны на белорусских землях назывались «ноговицами» или «портками». Летние штаны шили изо льна, зимние – из сукна. Кстати, из-за этого зимние ноговицы называли «суконники». Штаны могли кроить с поясом и застегивать на пуговицу, а могли они быть без пояса и просто стягивались на веревочке. Богатые крестьяне поверх льняных ноговиц по праздникам надевали шелковые. Кстати, со временем ноговицы и вовсе стали считаться нижним мужским бельем. Но произошло это в начале XX века, когда штаны фабричного производства уже вовсю носили и в деревне.

Внизу ноговицы, как правило, оборачивали онучами и обували лапти или постолы. Рубахи носили навыпуск.

Карманов, как в мужской, так и женской одежде не было. Вместо них использовали небольшие сумки, которые носили через плечо или подвешивали на пояс.

Мужские безрукавки назывались «камизелька». Делали их из сукна.

Верхней одеждой служили кожухи из овчины. Богатые крестьяне носили шубы.

Головных уборов существовало огромное множество. Они не несли на себе такого социального значения как у женщин и использовались по назначению. В холодное время года носили «магерку» из валяной шерсти, летом надевали «брыль» - соломенную шляпу с полями. Зимой также использовали меховые шапки «аблавухи». Во второй половине XIX в. в моду вошел картуз – летний головной убор с лакированным козырьком.

Выбор обуви был примерно такой же, как и у женщин. Летом – лапти, осенью и весной – постолы, зимой валенки.

Детский

Дети до 6-7 лет без разницы на пол, девочки и мальчики, носили обычную полотняную рубаху до пят, которая стягивалась поясом на талии. Первые штанишки мальчику одевали в 7-8 лет, первые юбки девочки примеряли в 7-8.

Дальше по мере взросления добавлялись новые элементы. Так свой первый фартук девочка должна была сшить и вышить сама. Как только она это делала, то считалась девушкой и ее могли приглашать в компании молодежи. Когда девушка была просватана, она могла надеть поневу – особую юбку, которую носили только взрослые женщины. Ну и, конечно же, самым важным элементом был головной убор. До замужества это были венки и ленты, после – платок или намитка.

Комментарии
Автор комментария