Турецкий национальный костюм

Турецкий национальный костюм

Немного истории

Исторически каждый этнос имеет свой национальный костюм, отражающий его характер и традиции. Турция – страна с богатой историей, переплетением разных культур, где на протяжении долгого времени жили разные народы, имеющие свои обычаи. Это влияло и на внешний облик людей – на одежду, которая, впоследствии, стала восприниматься как часть культурного наследия.

Одежда периода расцвета Османской империи (примерно с XVI) и ранее играла роль социального индикатора, ориентира, помогающего определить религиозные взгляды, уровень достатка, место службы и семейное положение любого человека. Так, первая жена султана могла носить лучшие одежды – шелковые платья с заметным декольте, разрезами от талии до конца подола и поясом, инкрустированным драгоценными камнями.

Внешний вид мусульманок и немусульманок был регламентирован особыми указами, называемыми «ферман».

Мусульманки носили просторную верхнюю одежду поверх хлопчатобумажных или муслиновых рубашек, форма воротника которых варьировалась от круглого до треугольного; обязательными было наличие свободных штанов. Неизменный атрибут – чадра, закрывавшая лицо, шею, плечи спереди и сзади, оставляя открытыми лишь глаза.

Голова была покрыта шапкой – феской или – с XVII в. – «хотозом» и вуалью. Немусульманки (гречанки, армянки, еврейки, венгерки) могли надеть юбку-фустанеллу, свободные штаны из тканей голубого цвета и повязывать голову атласным (для гречанок) или кожаным (для армянок) платком. Мужчин-военных выдавали шаровары по колено.

Время шло, национальная одежда претерпевала изменения. Отдельные элементы сохранялись, сберегая при этом свой первозданный колорит; другие исчезали вовсе. Что же представляет собой национальный костюм Турции сейчас?

Особенности

Одна из особенностей – каждый регион Турции имеют свои разновидности национального костюма. Это связано со спецификой каждого из этих районов – один исторически всегда был богаче другого или в одном проживали в основном купцы, а в другом – крестьяне и т.д. Однако у этой одежды всё же есть общее – её детали от региона к региону не меняются. Изменяется лишь их крой и цвета, орнаменты. Мешковатые брюки (salvar, в русифицированном варианте «шаровары»), например, представлены как в традиционных костюмах Центральной и Восточной Анатолии, так и в одежде Эгейского и Мраморноморского региона.

К типичной черте относится и многослойность одежды. Несмотря на это, искусствоведы отмечают, что османкам (потом и турчанкам) и во времена империи удавалось подчеркнуть свою фигуру, сделать силуэт более привлекательным.

В цветовом решении национального костюма преобладают яркие оттенки, есть даже некоторая чрезмерная броскость цвета – малиновый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой и их оттенки. В одежде мужчин преобладают темные цвета и оттенки – черный, синий, коричневый. Рубашки, как правило, белого цвета. Пояса могут быть с полосками, дополнительными шнурками желтого и фиолетового цветов или же выполнены полностью в приглушенных красных оттенках.

Крой одежды очень свободный, но при этом максимально сохраняющий очертания фигуры. Этим национальные костюмы ещё при Османской империи отличались от арабских, где сложно было догадаться о реальных силуэтах.

Многие конструктивные подходы данного костюма были, впоследствии, заимствованы. Так, шаровары до сих пор периодически становятся трендовыми моделями штанов. По некоторым данным, конструкция рукава «летучая мышь» заимствована именно из костюма данной страны.

Одежда изготавливалась и изготавливается из натуральных тканей. Шелк, тафта, вуаль, бархат, мех – вот неполный список тканей. Нижняя рубашка выполнялась из хлопчатобумажной ткани или шелка. Если одежду дамы из светского общества украшала вышивка – часто она выполнялась золотой или серебряной нитью.

Разновидности

Еще одна характерная черта национального костюма страны – его составляющие могут быть и мужскими, и женскими одновременно – так происходит с шароварами и другими его составными частями – нижней сорочкой, коротким жакетом, поясом.

Одеяние женщин дополнялось длинным платьем с рукавами, покрывающими руки полностью.

В настоящее время костюм модернизирован в пользу практичности – женское платье стало короче – может доходить до середины икры или чуть ниже, длина рукава зафиксировалась в области запястья.

Обязательный атрибут – передник. Любой из нарядов украшен вышивкой народных орнаментов. Узоры во многом навеяны природными мотивами.

В мужском костюме был особый пояс – кушак, который обычно надевался поверх короткого жакета. Получившиеся в такой конструкции «карманы» использовали для хранения всякого рода вещей, которые мужчина мог взять с собой.

Одежда для детей мало отличается от предназначавшейся для взрослых из-за своей универсальности – разве что размерами и отсутствием дорогих элементов – вышивки и редких тканей.

Аксессуары и обувь

Обязательный аксессуар – многослойный и разноцветный платок. Нередко используется несколько платков из разных тканей для соблюдения традиции полностью прикрывать лицо, голову, шею и плечи. Иногда встречается головной убор с передней частью, выполненной из вуали.

Одежду нередко украшали и украшают драгоценными и полудрагоценными камнями, ювелирными изделиями. Примечательным элементом одежды являются высокие носки с вышивкой ручной работы. Они полностью прикрывают видимую из-под штанов или платья ногу.

Мужской головной убор – феска или тюрбан Мужской военный костюм (угадывается по укороченным штанам) дополнен оружием – пистолетами, пушками и ножами.

Обувь, как и прежде, шьется из кожи домашних животных (бычков, барашков).

Современные модели

Интересен и наряден образ жительницы Мраморноморского региона – костюм изобилует декоративными элементами – тесьмой и вышивкой на жакете красивого оттенка морской волны. Наличие нижней сорочки добавляет объема носительнице, который в восточной традиции считается признаком достатка. Флоральный орнамент на штанах и юбке разбавлен несколько геометричным рисунком на переднике. Яркий акцент в виде красного платка и красного верхнего платья, часть рукава которого видна из-под жакета, вносят продуманности образу. Приковывает внимание и геометричный орнамент головного убора носительницы, подходящий по тону к платку на голове.

Комментарии
Автор комментария