Этикет и культура поведения делового человека

Этикет и культура поведения делового человека

Культура поведения и общения – это важнейшая составляющая деловых отношений. Этикет делового человека диктует ряд правил и норм, которых нужно придерживаться при взаимодействии с коллегами, партнерами, руководителем или своими подчиненными. Игнорирование этих этических норм наверняка поспособствует формированию негативного мнения о том человеке, который ими пренебрегает.

Особенности

Этические нормы поведения и общения существуют во всех сферах взаимодействия между людьми. Даже общение близких друзей или родственников не должно проходить в грубой, бескультурной форме. Все мы ожидаем от собеседника уважительного и вежливого тона при разговоре. Так же мы должны всегда заботиться о том, чтобы человеку, с которым мы общаемся и взаимодействуем, было комфортно и приятно при общении.

Кроме общих правил и норм поведения существует еще и этикет делового человека. Нормы деловой этики регламентируют поведение на рабочем месте, правила беседы с подчиненными или руководителем, особенности речевого взаимодействия в профессиональном общении.

Деловой этикет является результатом долгого отбора наиболее уместных, эффективных и уважительных форм взаимодействия в условиях профессионального и делового сотрудничества. В его основе лежит принцип уважения к личности.

Условно мотивы участников какого-либо вида делового взаимодействия разделяют на четыре базовых установки:

  • «Я хороший, ты хороший». Это наиболее желаемый и продуктивный вариант отношения к собеседнику. Люди с такой установкой успешно и легко налаживают контакты с окружающими. В деловом общении такая установка будет способствовать эффективному взаимодействию между партнерами и коллегами.
  • «Я хороший, ты плохой». Такой установки придерживаются люди, неспособные объективно оценить свои действия, промахи и неудачи. Они склонны перекладывать ответственность на обстоятельства или других людей.

Особенно нежелательна такая установка в общении для руководителя. Люди данного типа самоутверждаются за счет унижения (зачастую неоправданного) своих подчиненных. Такой вариант профессиональных взаимоотношений малопродуктивен и неэтичен.

  • «Я плохой, ты хороший». Люди с таким принципом часто имеют комплекс неполноценности, заниженную необъективную самооценку. Они чувствуют слабость и уязвимость перед другими. Люди данного типа стремятся приблизить себя к сильным личностям в своем окружении.
  • «Я плохой, ты плохой». Самый тяжелый и деструктивный для личности вариант этической установки. Люди данного типа испытывают постоянное недовольство собой, окружающими, жизненными обстоятельствами. Конструктивное взаимодействие и в общении с ними практически невозможно. Часто люди с такой установкой очень импульсивны в своем поведении, подвержены тяжелым депрессиям и апатии.

Этические и культурные предпосылки поведения конкретного человека редко базируются сугубо на одной из вышеперечисленных установок. Наиболее часто встречаются их сочетания с ситуативным преобладанием какого-либо типа нравственного мотива.

Деловой человек должен постоянно работать над своими поведенческими установками, отрабатывать навыки общения, формировать позицию принятия окружающих людей.

Общие правила и нормы

На официальных деловых приемах, совещании служащих, во время переговоров или бесед с коллегами, подчиненными или руководителем важно придерживаться норм делового этикета:

  • На деловой прием или фуршет мужчины должны приходить в костюме. Женщины одеваются на прием в сдержанном деловом стиле. Если прием торжественный, допускается вечернее платье.
  • Рукопожатие должно быть коротким. Не нужно активно трясти руку человека, с которым вы здороваетесь.
  • Прежде чем идти на деловые переговоры, лучше заблаговременно составить план действий. Можно заранее порепетировать примерный текст доклада или выступления. Это поможет избежать неприятных заминок во время самого мероприятия. Если вам поручили вести переговоры как представителю вашей организации, позаботьтесь о своем внешнем виде и о том, чтобы хорошо знать тему и предмет переговоров.
  • На приеме в одной группе коллег или служащих желательно находиться не более 10 минут. Это оптимальное время для короткой неназойливой беседы.
  • Приходить на прием, переговоры, совещание и другие мероприятия в коллективе необходимо строго вовремя.
  • На деловом приеме не следует игнорировать тех, с кем вы незнакомы. Желательно ненавязчиво познакомиться и провести короткие беседы с как можно большим числом приглашенных.
  • Не стоит злоупотреблять духами или дезодорантом. Это касается и мужчин, и женщин.
  • Подчиненные должны приходить на совещание, прием или другое мероприятие раньше своего руководителя. По окончании мероприятия первым покидает прием или совещание руководитель, подчиненные расходятся после него.
  • На деловом приеме не следует излишне активно рассказывать о своей личной жизни. Несмотря на хорошие отношения с коллегами, они не так близки к вам, чтобы знать все подробности.

Правила и нормы взаимодействия служащих и руководителя закреплены в государственных правовых документах. Таким документом, в том числе, является Трудовой кодекс РФ. Статьи этого правового документа регулируют правовые и этические нормы служебного общения между коллегами, руководителями и подчиненными.

Ролевое общение

Способ поведения или предпосылки тех или иных действий диктуются каждому человеку его социальной ролью. В деловой и профессиональной сфере в качестве социальной роли выступает конкретная профессия и должность. Руководитель, подчиненный, партнер по бизнесу – все это различные статусные положения, требующие, в свою очередь, соблюдения соответствующих деловых норм.

Если человек является клиентом фирмы, он также не освобожден от обязанности следования деловому этикету, поскольку с позиции своей роли он взаимодействуют с другими участниками сделки.

Существуют следующие этические рекомендации и правила по деловому взаимодействию:

  • Для руководителя очень важна эмоциональная саморегуляция. Именно руководящее должностное лицо является регулятором взаимоотношений в офисе или на предприятии. Соблюдение или несоблюдение этических норм в общении с коллективом напрямую влияет на отношение к руководству и на итоговое качество работы.
  • Конфликт интересов руководящего лица и подчиненного необходимо решать наедине в кабинете руководителя. Не допускаются демонстративные выговоры и замечания по поводу работы подчиненных в присутствии других членов коллектива.
  • Подчиненный имеет право не терпеть оскорблений и необоснованных претензий от руководства. Критика должна быть конструктивной и высказываться в корректной форме.
  • Наказание за оплошность на работе должно быть справедливым. Необходимо провести с сотрудником беседу, разъяснив ему его ошибку или оплошность.
  • Деловой этикет предусматривает проявление единых требований ко всем сослуживцам и подчиненным. Не следует проявлять выраженное снисхождение к одним и повышенную требовательность или полное равнодушие к другим служащим.
  • Руководитель ни в коем случае не должен жаловаться публично на своих подчиненных. Нельзя устраивать обсуждение того или иного работника коллективом в его отсутствие.
  • Если подчиненный провинился, следует правильно провести с ним беседу, чтобы наказание не было принято с ожесточением. В разговоре стоит упомянуть об успехах работника, озвучить положительные личные и рабочие качества, которые ценит руководство. Это подтолкнет подчиненного к исправлению ошибки и к совершенствованию своей профессиональной деятельности.
  • Если ошибки и неудачи в работе произошли частично по вине руководящего лица, необходимо честно признать этот факт. Не стоит несправедливо перекладывать свою вину на подчиненных. Признание своих ошибок руководителем существенно улучшит отношение к нему в рабочем коллективе.
  • Обращение к своим сослуживцам и подчиненным на «ты» явно демонстрирует заносчивость и неуважительное отношение со стороны руководящего лица. Такое отношение формирует некомфортную и напряженную атмосферу в коллективе.

Еще больше об этике и культуре общения делового человека смотрите в следующем видео.

Комментарии
Автор комментария