Правила сетевого этикета: нормы поведения

Люди придерживались правил этикета задолго до появления компьютеров. Нормы поведения помогают адекватно представить свою персону и мнение, вести беседу в форме вежливого диалога, уважать чужое понимание темы и поддерживать здоровый «микроклимат» в общении.
Некоторые думают, что с приходом компьютерных технологий и сетевого общения, можно забыть о нормах этичного поведения только потому, что по ту сторону экрана сидят незнакомые люди, с которыми не придется встретиться. Эта позиция неприемлема, потому что этикет не усложняет жизнь, а облегчает. Поэтому в сети сложились определенные правила, которым вежливые люди должны следовать.
Общение должно происходить без эмоций
Нельзя поддаваться ежеминутным эмоциям. Общаясь с незнакомым человеком, следует помнить, что он реален, но не видит и не слышит оппонента, а только читает текст. Лучше писать понятные высказывания без провокаций и ненависти, иначе можно спровоцировать ответный гнев и надолго испортить себе настроение.
Следует помнить, что каждое слово фиксируется и никуда не исчезает, оно может существенно навредить как другому человеку, так и вам.
Любую тему лучше обсудить вежливо, попытаться понять собеседника и спокойно донести свою позицию.
Стандарты поведения в сети и реальной жизни
В реальном мире абсолютная свобода поведения не допускается, люди боятся осуждения окружающих, или наказания за проступки. В интернет сети выловить нарушителя непросто. Но это не освобождает его от моральной ответственности. Нужно помнить, что по ту сторону экрана находится живой человек, и общаться с ним необходимо так же, как с людьми в реальном обществе. Если есть проблемы с этикетом, следует подумать, как бы вы поступили в обычной жизни, глядя собеседнику в глаза.
Поведенческие нормы в тематических группах
Используя интернет для группового общения, следует помнить, в какой по направленности группе вы находитесь. В конференции с тематикой телепрограмм вполне нормально использовать слухи и сплетни, а вторгнуться с ними в научную среду непозволительно. Оказавшись в новой тематической группе, следует осмотреться, вникнуть в происходящее, и только потом вступать в дискуссию.
Бесценное время
Общаясь в киберпространстве, необходимо понимать ценность времени каждого из нас. Не стоит посылать бездумных сообщений на электронную почту или в конференцию. Процесс отправки занимает время, пропускной ресурс канала ограничен.
Следует подумать, нужно ли это сообщение, если есть возможность воздержаться, лучше так и поступить.
Оценка личности
В сети можно общаться, не представляясь. Никто не знает, как выглядит собеседник, оценка личности происходит по изложенным текстам. Следует писать грамотно, не пустословить, сообщения должны быть важными и весомыми, факты – только проверенными.
Помощь людям
В интернете найдутся ответы на многие вопросы. Если кто-то задал вопрос, ответ на который вам известен, обязательно нужно посодействовать человеку. Помощь – дело благородное. Задавая вопрос, можно обмениваться репликами по электронной почте, затем собрать их, суммировать и отправить общим сообщением в конференцию. Информация станет полезной другим пользователям.
Частная переписка
Неэтично вторгаться в частную переписку, читать или писать реплики за других. Ни в коем случае нельзя переадресовывать чужую переписку другим людям.
Умение прощать
Сеть переполнена сообщениями как грамотных, так и малообразованных людей разной возрастной категории и различным ощущением мира. Следует быть терпимыми и прощать людям глупые вопросы, длинные ответы и даже полное отсутствие логики в суждениях. Отвечать нужно только с целью помочь, а не осудить.
Деликатный юмор
Плохо зная собеседника, следует осторожно вводить в сообщения юмор или иронию. При развивающихся отношениях лучше деликатно затронуть популярные темы, чтобы выяснить круг интересов оппонента.
Флуд или привлечение внимания
Флуд – бессмысленные сообщения, например: «Класс! », «Жесть! ». Некоторым людям они нужны, чтобы привлечь к себе внимание. Это только кажется безобидным, а на самом деле флудеры, своим потоком неэтичных высказываний способны нарушить конференцию.
Флеймы (flames). Провокация конфликта
Эмоциональные реплики, невзирая на мнения других участников общения, называются флэймы. Они раззадоривают собеседника, могут внести оживление в беседу, но если переходят определенную грань, возникает конфликт. Начинаются непонимания и взаимные оскорбления.
Как правило, в подобной обстановке общения участвуют несколько собеседников, но именно они разрушают мирный процесс конференции.
Флейм похож на флуд, только он является более агрессивным.
Оффтоп. Присутствие темы
Термин означает – выхождение за рамки темы. Если в конференции присутствует определенная тематика, не стоит противоречить ей беспредметными сообщениями. Такое поведение нарушает этические нормы и может быть остановлено модераторами.
Троллинг. Провокационные сообщения
Люди, которые этим занимаются, вряд ли думают об этикете. Циничные, грубые, провокационные сообщения вбрасываются для того, чтобы рассорить участников беседы и разрушить общение. Раздражая общество, тролли получают удовольствие от собственной значимости. Не стоит им потакать и вступать в подобную дискуссию.
Смайлы. Как пользоваться
Веселые изображения для текстовых сообщений несут эмоциональный оттенок. Часто сайты предоставляют свои образцы, но пользоваться ими нужно в меру. Перегруженность сообщений смайлами может отвлечь от содержания беседы.
Грамотность
Следует перечитывать свои сообщения, прежде чем их отправить. Легко читается письмо без ошибок. В интернете достаточно программ, которые могут в этом помочь. Грамотный текст – признак уважения к собеседнику.
Две темы поведения в социальной сети можно рассмотреть подробнее, они касаются электронной почты и конференций.
Не так просто составить грамотное письмо, чтобы у собеседника было желание на него ответить. Существуют основные понятия норм поведения при общении по электронной почте:
- Сначала следует представиться, сообщить свои общие данные. Этого достаточно, чтобы начать переписку. К анонимным переписчикам относятся настороженно, часто не читая, отправляют их сообщения в спам.
- Лучше указать тему письма, лаконично выделить главное, чтобы привлечь внимание.
- Необходимо хорошо продумать содержание текста, убрать ошибки и лишние фразы. Следует разбить письмо на смысловые абзацы, чтобы оно легче читалось. Не стоит отправлять сообщение в большом объеме, поскольку читать его может быть неудобно, лучше использовать емкую и точную информацию.
- В личном общении позволяется разговорный стиль.
- Во время активной переписки можно сохранить исходный текст и несколько тематически понятных писем.
- В конце текста следует лаконичная подпись, которая состоит из имени и контактных данных. Переписчик должен знать, с кем он общается, и как с этим человеком можно связаться.
- Нельзя переадресовывать чужое сообщение без согласия автора.
Во время синхронной конференции следует придерживаться определенных правил этикета:
- Общение должно быть вежливым.
- Не следует отходить от темы конференции.
- Не стоит писать сообщения, которые нельзя сказать при личном общении.
- Не нужно отправлять неинтересные тексты.
- Общение поддерживается со всеми желающими, а не с одним собеседником.
- Нельзя задавать частных вопросов (возраст, работа, семейное положение).
- Неэтично шутить или задавать вопросы по поводу национальности и религиозных убеждений.
- Не стоит проявлять излишнюю активность, должна быть возможность высказаться и у других оппонентов.
- Набирая сообщения, не стоит включать Caps Lock, заглавные буквы в тексте создают эмоциональное усиление, которое иногда приравнивается к крику.
Этические нормы поведения в информационной сети необходимы для культурного и безопасного общения.
Воспитанный человек не спровоцирует скандал, будет вести разговор в тактичном и доброжелательном тоне. Сетевая этика несложна, поскольку она ничем не отличается от культуры поведения в повседневной жизни.
Подробнее о правилах сетевого этикета смотрите в следующем видео.