Правила поведения учащихся в общественных местах

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с ребенком, который ведет себя неправильно. Его поступки могут вызывать разную степень неприятия, однако всем сразу становится понятно, иногда интуитивно, что ребенком нарушаются устои, принятые в обществе.
Особенности
Порядок в обществе обеспечивают законы и нормы морали. Дети несут ответственность перед законом только после достижения определенных возрастных рамок, однако это не значит, что они остаются безнаказанными.
За тяжелые правонарушения отвечают родители и другие законные представители. Кроме этого, следствием любого проступка является общественное порицание. Учащийся, не соблюдающий те или иные нормы, не сможет наладить общение, полноценно жить и учиться, рискует стать изгоем.
Причин, почему школьники ведут себя плохо, может быть несколько:
- они могут попросту не знать, как это нужно делать;
- правила могут соблюдаться чисто формально, без осознанного желания;
- дети часто просто не понимают, для чего существуют правила поведения, и какие преимущества дает их соблюдение.
Чтобы этого не возникало, важно следующее.
- Своевременно объяснять ребенку как нужно себя вести. Для этого проводятся индивидуальные и групповые беседы, размещаются плакаты и памятки. В раннем детстве источником знаний являются родители. Когда ребенок становится воспитанником детского сада или школы, к воспитанию также подключаются специалисты.
- Связывать теорию с практикой. Подробно разобрать все ситуации невозможно, но можно дать учащимся основные принципы, согласно которым они будут выстраивать свою модель поведения.
- Контролировать нарушения, разбирать проблемные ситуации. Важно научить ребенка основам самоанализа.
Если ребенок уже усвоил асоциальные действия, переучить его будет сложнее. Поэтому обучение должно начинаться с раннего детства. Это не значит, что на ребенка будут наложены ограничения. Просто такие меры помогут ребенку понимать поведение других людей и формировать свое мнение.
Культура поведения
Культура поведения обязывает вести себя в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе. Причем здесь можно говорить как об общечеловеческих нормах, так и принципах, присущих какому-то конкретному обществу. Нельзя различать культуру для высшего или среднего класса. Ценности у всех одинаковые, и они не зависят от статуса человека.
Установленные нормы этики должны быть общими для детей разных возрастных групп: как для младших школьников, так и для подростков. Правильные манеры могут быть даже у малыша, а вести себя хорошо надо не только в обществе, но и в семье.
Культура поведения представляет собой систему взаимосвязанных элементов, таких как:
- межличностные отношения внутри групп и между отдельными индивидами, а также между учащимися и учителями, родителями и другими членами общества;
- этикет (и умение применять его в разных ситуациях);
- грамотную устную и письменную речь (поскольку с помощью нее и осуществляются все коммуникации);
- невербальные знаки (к ним можно отнести жесты, мимику и другие действия, которые дополняют речь и способствуют пониманию другими людьми);
- отношение к окружающей среде (в том числе природе).
Не стоит недооценивать и своеобразную подготовку: перед тем как отправляться в любое общественное место, учащийся или его родители (если мы говорим о младшем школьнике) должны позаботиться о его внешнем виде, гигиене.
Опрятный и аккуратный внешний вид – тоже часть культуры ребенка, впрочем, как и его отношение к себе, организация учебы, дома, быта или досуга.
В целом, на культуру поведения школьника всегда влияют несколько факторов:
- воспитание родителей;
- влияние образовательных учреждений;
- принадлежность к религиозной или этнической общности (менталитет);
- пример окружающих.
Правила общения
Все нормы, регулирующие общение учащихся, можно разделить на несколько групп (в зависимости от места их применения).
В процессе обучения
Сюда можно отнести поведение в общеобразовательной, музыкальной, спортивной школах, секциях, кружках.
- Общение между учащимися происходит на переменах, после уроков или в специально отведенное учителем время.
- На перемене нельзя бегать по лестницам и играть в подвижные игры, в ходе которых могут пострадать окружающие.
- Общение должно быть спокойным, без употребления ненормативной лексики.
- Во время уроков нельзя переговариваться, шуметь, вставать с места без разрешения и отвлекать других учеников.
- Приветствовать и обращаться к учителям нужно уважительно. В урочное время, прежде чем что-то сказать или спросить, нужно поднять руку.
- На территории школы действуют правила, формирующие устав школы. Согласно ему, ребенок обязан подчиняться требованиям персонала.
- Поскольку деятельность в школе подчинена жесткому расписанию, важно соблюдать пунктуальность, не опаздывать. В случае пропуска по уважительной причине, необходимо предупредить учителя.
На улице
Путь в школу или другое общественное место учащиеся преодолевают пешком, на общественном или личном транспорте; в сопровождении родителей или самостоятельно (если позволяет возраст). Несколько правил поведения в таких случаях:
- находясь вне школьных стен, учащийся должен помнить, что любой поступок может отрицательно сказаться как на его репутации, так и на репутации учебного заведения;
- общение со сверстниками и детьми младшего возраста должно быть доброжелательным, обязательно нужно поздороваться и попрощаться;
- к людям старшего возраста следует относиться вежливо, предложить посильную помощь, уступить место в транспорте, придержать дверь;
- нельзя отвлекать водителя в автобусе или родителей, когда они находятся за рулем;
- все игры, мешающие прохожим или угрожающие чужой собственности, должны проходить на соответствующих детских и спортивных площадках;
- учащийся должен быть проинструктирован родителями или учителями о том, как следует себя вести на тротуаре и проезжей части;
- законодательно запрещено нахождение в общественных местах несовершеннолетних после десяти часов вечера без сопровождения взрослых;
- в целях собственной безопасности, не стоит разговаривать с незнакомыми людьми, садиться с ними в машину или соглашаться на просьбы отойти в другое место.
В других общественных местах
При посещении кино, театра, зоопарка, библиотеки, стадиона следует помнить следующее.
- Перед тем как пойти на какое-либо мероприятие в новое место, необходимо тщательно изучить допустимые правила поведения. Например, в кино допустимо употребление еды и напитков во время показа, а в театре – нет. В зоопарке можно приобрести специальный корм для животных и даже погладить их, а в музее все прикосновения запрещены.
- Все действия должны выполняться с тем расчетом, что они никому не мешают. В библиотеке, театре и кино (в равной степени) учащимся запрещено смеяться, разговаривать по телефону и любым другим способом доставлять неудобства остальным посетителям.
- Если по этикету можно разговаривать, не стоит привлекать к себе внимание громким шумом (например, в кафе). С собеседником и обслуживающим персоналом следует общаться внимательно. Нельзя поворачиваться спиной, игнорировать приветствия и пренебрегать вежливыми словами (такими как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания»).
- Мальчиков с ранних лет нужно приучать помогать девочкам, пропускать их вперед. При входе в здание сначала проходят выходящие, потом – входящие.
- В случае возникновения опасной ситуации следует незамедлительно обратиться в службу спасения или хотя бы сообщить взрослым.
Общепринятые принципы
Любой ребенок рано или поздно станет взрослым. Страшно представить, что будет происходить в обществе, если поведение людей будет хаотичным, ничем не ограниченным. Вот почему важно воспитывать в ребенке качества, предающиеся на протяжении нескольких поколений.
В основе любого воспитания лежат принципы ответственности за свои действия, гуманизма, доброты, дружбы, уважения. Усвоивший их учащийся способен принимать индивидуальные решения в соответствии с ситуацией и без противоречия нормам общественным.
К основным принципам поведения в обществе можно отнести:
- почтительное отношение к старшим и помощь младшим (с позиции сильного к слабому);
- толерантность по отношению к другим людям, в том числе к людям с ограниченными возможностями;
- бережное отношение к частной и муниципальной собственности;
- защита природы, животных, растений, принятие мер по ограничению загрязнения окружающей среды;
- обеспечение собственной безопасности и отсутствие физического насилия над другими людьми.
В следующем видео смотрите главные правила поведения в общественных местах.