Пластиковые лодки: разновидности, обзор моделей и правила выбора

Содержание
  1. Особенности
  2. Сравнение с другими материалами
  3. Виды
  4. Рейтинг производителей
  5. Критерии выбора
  6. Правила ухода

Любители рыбной ловли и туристы часто увлекаются отдыхом на водоемах. Порой такой вид отдыха становится для некоторых людей просто незаменимым, и они задумываются о том, чтобы сделать его более комфортным и интересным. В этом случае рекомендуется приобрести плавсредство. Этот предмет поможет сберечь силы и получить новые ощущения от пребывания на озере или реке. В настоящее время большим спросом пользуются пластиковые лодки. А все потому, что они долговечны в эксплуатации и имеют бюджетную цену.

        Особенности

        Естественно, любой товар обладает своими особенностями. Есть они и у пластиковых лодок. Данные изделия состоят из следующих материалов:

        • стекломат;
        • стекловолокно;
        • стеклоткань.

        Когда запускается процесс формирования лодки, то стеклопластик армируется, а основой здесь служит полиэфирная смола.

        Если говорить более точно, то можно отметить, что пластиковый корпус изделия производится в специально созданных типовых матрицах. Данная технология изготовления опирается на принцип папье-маше. Корпус пластикового изделия делится на 2 части, между которыми находится воздушное пространство. Именно так обеспечивается непотопляемость судна. Наружная часть корпуса защищена специальным покрытием (гелькоутом) от ультрафиолета и влаги, которые разрушают пластик.

        Пластиковые лодки делятся на следующие виды.

        • Открытые пластиковые лодки люди используют для прогулок на веслах. Они также популярны у охотников и рыболовов. Только в этих случаях на пластиковые изделия устанавливается мотор. Делается это для быстроты передвижения с места на место. Длина пластиковых лодок открытого типа может колебаться от 3 до 8 метров – это стандартная величина. Моторы на них подходят такие, которые имеют мощность от 2,5 до 300 лошадиных сил. При желании можно также установить дистанционное управление на двигатель. Для увеличения пространства внутри лодки топливные баки обычно встраивают в корпус изделия.

        Только необходимо помнить, что данные суда в основном используются там, где нет сильного течения (например, озеро или пруд).

        • Далее идут лодки с запалубленной носовой частью, которые отличаются оригинальной системой управления. Для данных изделий предусмотрена установка одного или сразу двух моторов. Мало того, такие модели можно снабдить стационарным мотором и дополнительно оборудовать на них дистанционное управление двигателем. Здесь также предусмотрены такие нюансы, как каюта в носовой части (что дает возможность прятаться от непогоды), встроенные баки для топлива (экономия внутреннего пространства). Если вы захотите смонтировать дополнительные элементы в корпус, то это только подчеркнет вашу индивидуальность.

        Также лодки такого типа оснащены ограждениями. Сделано это для увеличения безопасности нахождения на палубе. Поэтому на данных моделях можно смело отправляться в открытое водное пространство (море, полноводная река).

          • Удобством и прекрасной мореходностью обладают каютные пластиковые лодки и катера. Они наиболее автономны по сравнению с другими моделями. Именно поэтому на данных изделиях можно совершать длительные прогулки по морю. Они довольно вместительны (можно взять на борт от 2-3 до 8 человек).

          Здесь предусмотрены спальные места, а также санузел и кухонное пространство. Иногда чтобы удешевить товар, производители устанавливают на такие лодки и катера ходовые тенты.

          Из преимуществ пластиковых лодок можно отметить следующие.

          • Презентабельный внешний вид. Их закругленные обводы, блестящие корпуса так и манят в путешествие. Сверкающие поверхности делают пластиковые лодки неотразимыми по сравнению с другими изделиями данного направления.
          • Довольно низкая цена, если сравнивать их с моделями, которые изготавливаются путем сварного или клепального производства.

          Конечно, есть и недостатки:

          • Это, в первую очередь, абразивный износ. Гелькоут, которым покрывается внешняя сторона лодки, легко стирается о песок берега (особенно киль). Поэтому необходимо наклеивать на киль так называемый кильгард.
          • Далее по списку идет гидролиз стеклопластика. Однако учтите, что в наше время производители научились делать гелькоут намного герметичнее, а стало быть, этот недостаток стал менее заметным.
          • Проблемы с зимним хранением также имеются. Но они легко устранимы, если у вас есть специальное отапливаемое помещение.
          • Не последнее место занимает и токсичность пластика. Стирол, который выделяется из него, способен привести к различным заболеваниям человека.

          У каждого изделия есть свои недостатки и преимущества, поэтому здесь лучше действовать по принципу «предупрежден – значит вооружен».

          Сравнение с другими материалами

          На данный момент производители предлагают большое количество изделий, выполненных на основе разных технологий и из различных материалов. Попытаемся провести небольшой сравнительный обзор.

          Модели, сделанные не из металла, более пластичны. Например, когда лодка из стеклопластика наталкивается на ходу на корягу, то этот материал может легко отыграть и следа от удара не останется. А если все же и появится скол, то его легко можно устранить при помощи автомобильной шпатлевки. Чего не скажешь об алюминиевом или другом изделии. При любом столкновении вмятин, которые устранить непросто, трудно избежать. Так что в этом случае пластиковая лодка лучше, чем алюминиевая или клепальная.

          Следующий вопрос – это швартовка носом о гравийный берег. Пластик в этом случае может уступать алюминию. Однако здесь тоже все не так просто. Например, наклеенный кильгард с легкостью решит эту проблему. А если пришвартовываться более аккуратно, то данный вид проблем возникнет не скоро.

          Пластик не подвергается коррозии, чего не скажешь о металлических изделиях. Корпус пластикового судна не требует покраски. К металлическим моделям нужен особый подход. При их текущем ремонте необходимо использовать специальные грунтовки и краски, которые не содержат медь или цинк (такие материалы дороже других).

          В отличие от клепальных и алюминиевых изделий, пластиковые лодки подлежат быстрому ремонту. Для его осуществления достаточно иметь при себе автошпаклевку для пластиковых бамперов, наждачную бумагу и баллончик краски (желательно подобрать по цвету).

          Пластиковый корпус лодки довольно прочен, в отличие от алюминиевого (достаточно наскочить на камень и появится трещина). Вмятины при ударах о камни на композитном корпусе практически не появляются. А чтобы он дал трещину, его нужно подвергнуть серьезным испытаниям.

          Лодки из металла получают пробоины при перевозке их по суше с места на место. Достаточно поставить изделие неправильно, и оно даст трещину. Чтобы его отремонтировать, необходимо найти грамотного мастера, который сможет устранить неполадки. С пластиковыми лодками таких проблем не возникает.

          К тому же пластик дешевле, изделия из него можно сформировать по своему желанию и выполнить любую планировку. А это позволяет достичь оптимальной формы модели, которая будет наиболее гидродинамична. Лодки из металла требуют установки двигателя с наибольшей мощностью из-за достаточного веса и сопротивляемости потоку воды при движении, которую дают заклепки и сварные швы.

          Однако необходимо помнить, что на открытом воздухе в зимнее время композитные материалы быстро разрушаются. Если ходить по палубе в сапогах, то она будет покрываться мелкими царапинами, через которые со временем внутрь корпуса начнет проникать вода.

          Поэтому если вы приобретаете лодку для рыбалки и сугубо мужской компании, то лучше выбрать изделия из металла или другого материала.

          Композитные материалы больше подходят для эстетического, комфортного и эргономичного использования. Лодка или катер из пластика – это часть мира человека, который стремится к совершенству.

          Виды

          На сегодняшний день производители предлагают огромное количество разнообразных моделей. Есть лодки моторные, гребные и даже разборные. Выбор модели напрямую зависит от потребностей покупателя.

          Рассмотрим по порядку основные виды лодок.

          • Лодки под мотор могут быть выполнены из любого подходящего материала: ПВХ, стеклопластик, металл, дерево. Лодки ПВХ бывают армированные и неармированные. Как видно, разнообразию в этом вопросе нет предела. Исходя из отзывов опытных потребителей, если вы хотите приобрести надувную модель, то лучше выбрать изделие из армированного материала – поливинилхлорида. Неармированный материал имеет низкую прочность, а это значит, что на воде такие модели могут подвести.
          • Складные лодки, а также есть разборные. Данные модели пользуются большим спросом. Некоторые умельцы собирают такие модели своими руками по собственным чертежам, а другие любители водного отдыха предпочитают покупать готовые изделия. Модули складной лодки легко собираются и разбираются. Соединяться они могут при помощи специальных зажимов (как у складной лодки Origo).

          Данные плавсредства удобны в перевозке с места на место.

          • Весельные лодки считаются тихоходными и подходят для спокойного отдыха или рыбной ловли. Они являются прогулочными моделями, потому что не поднимают брызг при передвижении. На этих изделиях заплывы на дальние расстояния нежелательны. Чтобы передвигаться на таких плавсредствах по воде, владельцам необходимо запастись веслами и иметь хорошие физические данные.
          • Одноместные и двухместные надувные лодки в большинстве случаев не требуют регистрации. Их вес составляет около 15 кг и они легко помещаются в рюкзак. Конструкция этих изделий выполнена таким образом, что при проколе одного отсека судно все равно будет оставаться на плаву.
          • С надувными бортами. В результате соединения жесткой моторной лодки с надувной получилась модель РИБ (имеет пластиковое или алюминиевое дно с многокамерными надувными ПВХ-бортами). Считается непотопляемым судном и может передвигаться даже по мелководью.

          Широко используется для патрулирования акватории водных поверхностей, в туризме и спорте.

          • Лодки с высокими бортами используют там, где требуются частые перевозки тяжелых грузов (у каждого борта есть свои критерии по весовой нагрузке). Чтобы правильно выбрать лодку для таких целей, необходимо учитывать не только расстояние от киля до верхней части борта на миделе, но и минимальный надводный борт (измеряется по минимальному месту, которое определяется по полной разрешенной загрузке).

          Рейтинг производителей

          Лодки российского производства ничем не уступают импортным. На сегодняшний день предприятий, которые занимаются производством плавсредств, существует очень большое количество. Рассмотрим производителей, которые наиболее известны.

          • ООО «Спарта» производит пластиковые лодки. Например, лодка «Спрей» 330 имеет двухкорпусную конструкцию. Используется как гребная, можно установить подвесной мотор мощностью 5 л. с.
          • Судостроительная компания «Саитов» находится в Кировской области. Выпускает стеклопластиковые лодки и катера «Бестер». Например, алюминиевая лодка «Бестер-450» под румпель может взять на борт около 4 человек, а рекомендуемая мощность мотора здесь колеблется от 15 до 30 лошадиных сил.
          • Уфимская фабрика надувных лодок ПВХ «Гелиос» выпускает легкие изделия под мотор, которые высоко оценили покупатели за отличное качество.
          • ООО «Ярославские лодки» специализируется на выпуске классических гребных и моторных лодок, а также байдарок.
          • Завод моторных лодок «Солар» располаается в г. Бердске и выпускает надувные моторные лодки ПВХ.
          • Производитель лодок «Хантер» находится в Санкт-Петербурге и работает с 2009 г. Выпускает модели, которые снабжены защитным механизмом для киля и просторным кокпитом. На данные изделия возможна установка мотора мощностью 10 л. с.
          • Компания «Тритон-ЛТД» работает на российском рынке с 1991 г. Является лидером по производству разборных судов.
          • ООО «Стройбот», г. Севастополь, производит маломерные плавсредства из стеклопластика и алюминия.
          • Производитель надувных лодок «Посейдон» (г. Санкт-Петербург, Россия) выпускает изделия, которые зарекомендовали себя только с лучшей стороны.
          • ЗАО «Псковская лодочная верфь» производит малые суда из стеклопластика. Предприятие выпускает лодки известных питерских конструкторов Ю. А. Ситникова и Б. Н. Ершова. Есть и собственные разработки – это модельный ряд «Селигер» и лодка «Астра».
          • Компания «Пеликан» производит надувные лодки из ПВХ, которые имеют высокое качество.
          • ООО «Арго» выпускает лодки ПВХ и лодки резиновые марки «Аргонавт». Их более 45-ти модификаций.
          • Торговый Дом «Урал-Экспедиция» занимается производством надувных лодок из ПВХ, катамаранов и туристического снаряжения.
          • Компания «Энигма» (г. Долгопрудный, Московская область) специализируется на строительстве катеров различных моделей и катамаранов. Все суда комплектуются подвесными моторами. Катера верфи «Энигма» – это ручная сборка, которая гарантирует высокое качество.

          Корпуса изделий создаются из стеклопластика или алюминия и стеклопластика.

          • Производитель лодок «Лас» (г. Санкт-Петербург) реализует лодки, которые отличаются своей надежностью.
          • Самарский завод моторных лодок «Салют» выпускает с 2004 г. моторные алюминиевые лодки под одноименной торговой маркой.

          Критерии выбора

          Для начала необходимо определиться с целью использования плавсредства. Тогда можно будет смело подбирать его по размерам. Маленькая лодка подойдет тем, кто любит отдыхать в одиночестве. В других случаях вам необходимо учитывать следующее.

          • Для рыбалки или для охоты лучше выбирать модели, которые отличаются надежностью. Кроме того, в плавсредство должны легко помещаться снасти и другие предметы.
          • Для большой компании лодка должна быть вместительной. Это нужно учитывать, если вы собираетесь отдыхать целой семьей или вместе с большим количеством друзей. Выбирайте модели с мощным мотором и более длинные. Безусловно, такое судно должно быть наиболее прочным.

          Чтобы сделать правильный выбор, возьмите на вооружение опыт бывалых людей.

          • Если лодка будет находиться рядом с водоемом, то можно не брать в расчет ее вес и перевозку. Если же вам придется каждый раз заниматься перевозкой плавсредства с места на место, то приобретите более легкое изделие (для этого идеально подойдет пластиковая лодка).
          • Для перевозки судна необходимо купить приспособление на колесах, которое легко прикрепляется специальным устройством к автомобилю.
          • Стоит заранее продумать сумму денежных средств, которую вы готовы вложить не только в покупку, но и в содержание судна. Учтите, что содержание плавсредства включает уплату налогов и ответственность за поведение на воде.

          У людей, которые хотят приобрести плавсредство, разные желания, цели, потребности и запросы. Кто-то собирается зарабатывать деньги при помощи своего судна. Например, предприниматели катают на лодках отдыхающих и неплохо на этом зарабатывают.

          Другие при помощи лодки добираются до таких мест, где можно наловить много рыбы или совершить удачную охоту. В таких случаях надежность и проходимость плавсредства является наиглавнейшим критерием. От этого будет зависеть ваша жизнь и жизнь других людей.

          Правила ухода

          В зимнее время плавсредства в основном не эксплуатируются. Поэтому их «консервируют». От правильности проведения данного процесса будет зависеть дальнейшая эксплуатация лодки. Итак, что необходимо сделать, чтобы ваше судно не пошло ко дну весной.

          • Хорошо промыть судно от грязи или соленой воды. Если судно изготовлено из пластика, то необходимо очистить его корпус от жировых нечистот.
          • Демонтировать оснастку и двигатель.
          • Двигатель необходимо осмотреть и провести профилактические работы в виде ремонтно-смазочных манипуляций (смажьте все корпусные болты и гайки тавотом, чтобы в холодное время они не заржавели).
          • Во время эксплуатации судна на поверхности корпуса появляются различные трещины и сколы. Необходимо провести тщательный ремонт. Если повреждения невелики, то устраните их самостоятельно. Если возникли более серьезные проблемы, то лучше обратиться за помощью к специалисту. Пластиковые лодки легко ремонтируются при помощи эпоксидной смолы. Только соблюдайте точную инструкцию по ее разведению и высыханию. После проведенных работ место скола или трещины необходимо замазать и закрасить.
          • Определитесь с местом хранения. Оно должно отвечать всем требованиям. Не оставляйте плавсредство в сыром помещении. Хранение лодки, тем более пластиковой, под открытым небом станет для нее губительным.
          • Если для хранения лодки нет специального помещения, то придется прибегнуть к другим действиям, которые требуют тщательного подхода. Для начала изготовьте для своего плавсредства деревянные опоры (козлы). Это позволит поднять лодку на некоторое расстояние от земли. Поместите на них изделие килем кверху (это обязательное условие). Лучше всего сделать над судном небольшой навес от непогоды, на крайний случай «упакуйте» его со всех сторон в брезент.

          Помните о том, что за лодкой нужен тщательный круглогодичный уход, как и за любой другой вещью. Первое требование – следить за чистотой днища и всего корпуса в целом. Для этого достаточно промывать судно чистой водой. Целостность корпуса также имеет огромное значение. Чтобы все было в порядке, проверяйте свое плавсредство на наличие трещин и сколов. Если таковые имеются, то вовремя устраняйте неполадки.

          Чтобы ваша лодка не потеряла свои достоинства, относитесь к ней бережно при эксплуатации. К каменистым берегам стоит пришвартовываться на маленькой скорости, чтобы не повредить днище изделия.

          О том, чем лучше пластиковые лодки, смотрите в следующем видео.

          Комментариев нет