Лодки под мотор: разновидности, лучшие модели и рекомендации по выбору

Содержание
  1. Особенности
  2. Виды и материалы
  3. Как выбрать?
  4. Рейтинг лучших производителей

Мотор существенно упрощает передвижение по воде. Но лодки, оснащенные им, требуют большого внимания, и они не так просты, как кажутся. Необходимо знать все тонкости и нюансы таких плавсредств.

Особенности

Спецификой любой моторной лодки закономерно является оснащение подвесным мотором. Подобные плавсредства практичны и очень широко применяются:

  • рыбаками;
  • охотниками;
  • туристами;
  • спортсменами;
  • военными и полицией;
  • в грузовых перевозках;
  • в организации увеселений;
  • в спасательных операциях.

Корпуса моторных лодок или вовсе лишены палубы или имеют «частичную» палубу. В закрытую часть кокпита закладывают различные вещи, снаряжение, продукты и так далее. Для установки моторов используют так называемые транцы — вертикальные стенки с идеально плоской поверхностью. Ширина транца меняется в зависимости от того, на какой класс лодки он рассчитан. Сбоку от транцев предусматриваются сиденья для пользующихся плавсредством и пассажиров.

Так как сейчас основные свойства двигателей и их габариты унифицированы, можно ставить почти любую силовую установку на ту или иную лодку. Случаи несовместимости встречаются редко и обычно строго оговариваются в документации. Следует учитывать, что лодки могут оснащаться не только бензиновыми, но и электрическими моторами. Они работают тише, но отличаются меньшей автономностью.

Кроме того, двигатели внутреннего сгорания надежно обеспечивают выход на глиссирование, что у электромоторов вызывает большие проблемы.

Виды и материалы

Многие лодки ПВХ поставляются с надувным дном низкого давления. Они одинаково хорошо устраивают:

  • рыбаков;
  • охотников;
  • любителей экстремального спорта;
  • любителей спокойных прогулок на воде.

НДНД обеспечивает не только безопасность плавсредства, но и его повышенную компактность. Это порадует тех, кто не может выделить много места под его хранение либо вынужден перевозить в личном автомобиле. Что касается деревянных лодок с транцем под подвесной мотор, то серийно они сейчас нигде не выпускаются. Их делают или сами для себя, или в лучшем случае в небольших мастерских по индивидуальному заказу. Внимания заслуживают и полиэтиленовые плавсредства, оснащаемые двигателями.

Сравнительно недавно купить такую технику можно было только у иностранных компаний. Но сейчас ее выпуск организован и на территории России. Производители отмечают, что конструкция из ПНД является довольно хорошей:

  • для охоты;
  • для рыбалки;
  • для туризма;
  • для повседневных прогулок.

Легкость полиэтилена низкого давления позволяет достичь очень высокой маневренности, которая недостижима на других типах плавсредств. Еще сравнительно недавно можно было встретить много резиновых моделей. Если быть точными, то их делают из специальной прорезиненной ткани. Однако ПВХ оказался гораздо лучшим вариантом и вытесняет такие конструкции. Правда, прорезиненная материя довольно дешева, и уже это позволит ей сохранить изрядную популярность еще долго.

Внимания заслуживают и металлические (вернее, алюминиевые лодки). При прочих равных параметрах они тяжелее, чем конструкции из ПВХ. Из этого металла изготавливают плавсредства различной вместимости – от 1 до 4 человек. Встречаются и еще более вместительные варианты. Разумеется, их проектируют под сильный мотор, который только и способен сдвинуть с места такую лодку и придать ей высокую скорость.

Продолжая рассказ про варианты исполнения моторных лодок, нужно указать на модели с жестким дном. Это своего рода компромисс между рядовыми изделиями из ПВХ и сборкой полностью из металла. Повышенная жесткость днища очень важна на мелководье и в других местах, где велик риск сильного удара, поцарапывания. Многие такие модели имеют относительно слабый мотор (5 л. с., 10 л. с.). Можно приобрести и российские лодки с жестким днищем.

Важно: даже при схожих технических характеристиках и функциональных возможностях стоимость конкретного экземпляра сильно зависит еще и от бренда.

Модели лодок с жестким корпусом и надувными бортами получили сокращенное наименование РИБ. Они делаются с килем из стеклопластика или из материалов с сопоставимыми механическими свойствами. Но стеклопластик выгодно выделяется из общего ряда:

  • механической крепостью;
  • устойчивостью к погодным условиям и биологическим вредным факторам;
  • длительным сроком эксплуатации;
  • абсолютной влагостойкостью.

То же самое корпусная (она же жестко-корпусная) надувная лодка. В английской технической литературе ее принято называть сокращенно RHIB, либо RIB. Основным достоинством такой конструкции является повышенная остойчивость. Но надо понимать, что любые плавсредства делаются под водометный либо под винтовой мотор. Они не могут быть взаимозаменяемы, и потому на этот пункт стоит обратить особенное внимание.

Конструкции с водометом отличаются большей безопасностью. Ведь раз нет винта, значит, нельзя его сломать. При спасательных операциях и просто при высадке на берег, при езде по местам, изобилующим корягами и камнями, это очень актуально. Кроме того, водомет обеспечивает повышенную мобильность, достичь которую на винтовых плавсредствах будет невозможно. Однако установка водометного двигателя должна происходить с особой тщательностью во избежание технических проблем.

Кроме того, водометная схема по определению менее эффективна, чем классический винт. На одно и то же расстояние при одинаковых скорости и загрузке будет тратиться больше горючего. Реально водометные лодки оправданы только на мелких водоемах либо на горных и порожистых реках. Где-либо еще обычным людям (не спасателям, военным или участникам экспедиций) они практически не нужны.

Совершенно очевидно, что перевозка 200 кг груза на лодке с мотором мощностью 2 л. с. практически нереальна. Но это не означает, что придется приобретать максимально мощное плавсредство в любом случае. Просто следует ориентироваться на устройства с большей мощностью. Допустим, требуется обеспечить надежное и простое глиссирование на лодке длиной 3,3 м. Масса самого плавсредства принимается равной 80 кг (с учетом груза, топлива), а масса рыболова 70-80 кг. Тогда мотор мощностью 6 л. с. вряд ли подойдет, а оптимальным значением будет 8 л. с. Если же глиссада не требуется, можно ограничиться теми самыми 6 л. с.

Узнать необходимую информацию для других случаев проще всего даже не на специализированных форумах, а у консультантов перед покупкой.

В целом можно сказать так: даже для двоих рыболовов или охотников, перевозящих серьезный груз в режиме глиссирования, 15 л. с. будут избыточны. Им надо ориентироваться на мощность 9-12 л. с. Важно: все плавсредства с двигателями слабее 10,88 л. с. можно даже не регистрировать в инспекции по маломерным судам. Но налог исчисляется начиная с 5 л. с., независимо от факта регистрации. При этом каждые последующие 110 кг нагрузки означают необходимую дополнительную мощность 5 л. с. Моторы мощностью 20 л. с., 30 л. с. и далее до 35 л. с. включительно относятся к средней группе. Они прекрасно проявляют себя на лодках длиной 4-5,5 м даже при полной загрузке.

Подойдут подобные двигатели и для каноэ. В основном их используют, чтобы катать сразу 3-4 человек. Особого разговора заслуживают двигатели повышенной мощности. Их устанавливают на суда длиной 6-8,5 м. Мощность 50 л. с. позволяет свободно развивать скорость от 80 до 110 км/ч. Практически это предел мощности двигателей, разрешенных к установке на лодки, используемые в личных целях.

Как выбрать?

Выбор «самой большой» лодки по принципу «чтобы хватило места на все случаи жизни» – одна из самых больших глупостей, которую допускают покупатели. Очень часто «случаи» так и не наступают, а в итоге немалая часть мощности расходуется впустую. Это оборачивается дополнительными затратами в процессе эксплуатации. Но и покупать очень маленькое плавсредство, стремясь сэкономить любой ценой, тоже не вариант. Надо ориентироваться на достижение разумного баланса.

Важно: даже тем, кто твердо решает кататься в одиночестве, рано или поздно приходится брать на борт дополнительных пассажиров или серьезные грузы. Даже лучшие одноместные лодки справляются с этим не всегда, особенно при ветре и волнении.

Вывод прост: почти всегда 2-местное плавсредство предпочтительнее 1-местного судна.

Практически все новички останавливают свой выбор на конструкциях из ПВХ. Им можно только посоветовать отдать предпочтение армированной разновидности этого материала. Она превосходит неармированный тип как по прочности, так и по надежности при длительной эксплуатации. ПВХ без упрочнения подойдет разве что для пляжного матраса или спасательного круга. Конечно же, следует ориентироваться в первую очередь на продукцию известных фирм. А среди нее — на модели, которые имеют благосклонные отзывы на разных сайтах.

Расцветку лодки обычно выбирают по своему вкусу. Но для рыбаков нежелательны плавсредства в темных тонах. А для охоты стоит выбирать суда камуфляжных расцветок. Что касается типа днища, то по прочности надувной вариант предпочтительнее.

Удельный вес хорошего ПВХ составляет 0,9-1,4 кг на 1 куб. м.

Рейтинг лучших производителей

Хорошую репутацию имеет лодка «Фрегат М1». Она вмещает 220 кг груза или двух пассажиров. В длину плавсредство достигает 2,4 м, а в ширину – 1,17 м. Стандартный диаметр баллона 0,32 м. Но если нужно выбрать лодку экономичного класса, стоит обратить внимание на «Фрегат 300 ЕК». Внутри помещается свободно 3 или 4 пассажира, а суммарная нагрузка составляет 345 кг. Предусмотрен пайол из дерева. Длина плавсредства составляет 3 м, а ширина 1,52 м. Покупатели могут выбрать зеленую либо серую окраску.

Неплохим вариантом считается и «Адмирал 305 Classic». Это приличная 2-местная лодка с добротным стационарным транцем. Ее можно оснащать двигателями до 8 л. с. Недавно прошедшая модернизация позволила увеличить устойчивость на воде и стабильность выдержки курса. Собственная масса лодки составляет 24 кг, а перевезти она может до 425 кг груза. Плавсредство оснастили баллонами диаметром 0,4 м.

В топ идеальных моторных лодок уверенно входит и продукция Tulin. Эта компания проектирует свою продукцию для максимального удовлетворения нужд охотников, рыболовов и туристов в равной степени. Популярностью пользуется лодка российского производства модели К-280. Ее длина составляет 2,8 м, а диаметр баллона равен 0,32 м. Плотность используемого ПВХ достигает 0,7 кг на 1 куб. м.

Прочие параметры таковы:

  • ширина 1,25 м;
  • грузоподъемность 200 кг;
  • число пассажиров 3;
  • киль не предусмотрен;
  • допустимая мощность двигателя 3 л. с.;
  • крепления сидений по системе «ликтрос-ликпаз».

Стоит присмотреться и к самым легким надувным моторным лодкам. Наибольшие основания претендовать на это звание есть у «ЛАС-1». В процессе ее производства используется отменный финский ПВХ, имеющий 5 слоев. Можно без труда уложить плавсредство в рюкзаке. Его масса не превысит 3,8 кг, что позволяет легко совершать дальние переходы с «ЛАС-1» за плечами.

Как альтернативу можно рассматривать «Фрегат 320 ЕК». Это уже килевая лодка из крепкого материала. В ней может помещаться до 4 человек, причем гарантируется высокая скорость езды. Допустимая мощность мотора составляет 10 л. с. Собственная масса «Фрегат 320 ЕК» составляет 34 кг.

О том, как подобрать лодочный мотор, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет