Как сделать байдарку своими руками?

Содержание
  1. Требования к самодельным моделям
  2. Инструменты и материалы
  3. Изготовление
  4. Как сделать аксессуары?

В последнее время катание на байдарках стало очень и очень популярным в больших городах. В этом нет ничего удивительного, ведь такой вид досуга позволяет отлично отдохнуть, отвлечься и просто оригинально провести время в условиях города, где есть какой-либо водоем. Но для многих постоянно арендовать байдарки неудобно, а приобрести собственный водный транспорт возможности нет. Выход в таком случае только один – сделать байдарку своими руками. В этой статье мы попробуем разобраться, как это можно осуществить.

Требования к самодельным моделям

Чтобы осуществить постройку байдарки своими руками, следует для начала иметь под рукой ее чертежи. На них очень подробно, с указанием размеров, должны быть отображены различные элементы будущего транспортного средства:

  • привальные брусья;
  • кильсонные секции;
  • форштевни;
  • штевни;
  • шпангоуты;
  • фальшборты;
  • стрингера;
  • мидельвейс;
  • оболочка.

Кроме того, нам потребуются определенные инструменты и материалы. Но снова-таки все будет зависеть от того, какую модель нужно будет сделать. Также будут нужны выкройки, которые необходимы для создания оболочки, оборачивающей каркас.

Инструменты и материалы

Как уже говорилось, список материалов и инструментов будет зависеть от модели собираемой байдарки. Одной из наиболее популярных моделей является так называемая двухместная «Сирена». Из фанеры делаются ее ахтерштевень, фальшборт и форштевни. Такие элементы, как брусья, привала и стрингера, будут делаться из сосновой древесины. Кильсон и мидельвейсы обычно изготавливаются из лиственницы. Для формирования оболочки нужно иметь либо ткань ПХВ, либо М-72. А для изготовления деревянных деталей нужно будет иметь такие материалы:

  • сухую древесину лиственницы и сосны мелкослойного типа;
  • 5-, 7- и 9-миллиметровой толщины фанеру типа БС-1;
  • листовой дюралюминий с толщиной от 1 до 4 мм;
  • прут из металла 8 мм диаметром;
  • несколько кусков нержавейки толщиной 2 и чуть меньше 1 миллиметра;
  • расходные материалы: пенопласт, полиэтилен.

Потребуется иметь и определенные крепежные элементы:

  • 3-4-миллиметровые заклепки, сделанные из алюминия, длиной до 3 сантиметров;
  • болты, имеющие антикоррозийное покрытие.

Для создания оболочки потребуется около 5 кв. метров ткани, которая не пропускает влагу. Аналогичная ткань должна использоваться для формирования деки. Под рукой следует иметь шланг из резины 3-4-сантиметрового диаметра длиной 200 сантиметров, а также резиновый шнур размером полсантиметра и длиной около 120 сантиметров. Кроме того, нужны будут стапеля. Они необходимы для создания лодочного каркаса.

Возможно, пригодятся рейки и брус, скотч, хомуты, пила по дереву, стеклопластик и стекловолокно, стрейч-пленка. Эти элементы будут нужны в случае, если каркас будет делаться из ПВХ-труб. Дело в том, что пластиковые трубы – очень популярный материал в наши дни для изготовления каркаса. Они имеют хорошую жесткость и отлично противостоят воздействию воды и различных природных факторов.

Изготовление

Теперь перейдем непосредственно к сборке конструкции лодки. Сначала требуется сделать каркас, а уже потом собрать из него и оболочки полноценную каркасную байдарку. Начинается этот процесс с того, что привальные брусья нужно собрать по длине со стрингерами. Секции, которые состоят из 4 элементов, закрепляются между собой при помощи замков язычкового типа. Теперь к 8 стрингерным рейкам необходимо на одном конце прикрепить замки, а на противоположном – язычки. На брусья привала следует установить язычки, выполненные из дюрали, а также замки из нержавейки. После этого можно начинать сборку кильсона. Данный элемент обычно состоит из 3 вертикальных реек, что соединены между собой планками поперечного типа.

Кильсонные секции соединяются одна с другой при помощи все тех же замков и язычков из нержавейки. Их монтаж обычно осуществляется на секции, что располагаются посредине. А на крайне устанавливают что-то одно из вышеперечисленного. Кстати, таким же образом осуществляется соединение мидельвейсных секций.

Сборка кильсона должна осуществляться на ровной поверхности. Поначалу следует провести при помощи карандаша осевую линию и расположение секционных шпангоутов в центре. После из фанеры осуществляется выпиливание поперечных 5-миллиметровых планок шириной 25 миллиметров и длиной 200 см для кильсона. Их нужно будет приклеить к кильсонным рейкам с использованием смолы эпоксидного типа и закрепить шурупами.

У штевней боковые кильсонные рейки требуется приподнять и уложить на клиновую накладку, чтобы средняя рейка располагалась снизу под ней. Ее следует обрезать по накладке и подогнать под остальные части во время монтажа штевня. Потом изнутри следует обрезать боковые кильсонные части на расстоянии 11 см от накладки. Сделать это необходимо, чтобы штевень входил в прорези максимально плотно.

Штевни делают из фанеры с толщиной до 10 миллиметров. Туда ставят обоймы, что обеспечивает их фиксирование на кильсонных рейках. Каркасные шпангоуты формируют из дюралевых труб с 15-миллиметровым диаметром, либо же из такого же профиля в форме буквы П. Для среднего нужен профиль с 2-миллиметровой толщиной, а для остальных – 1,5-миллиметровой.

Сам профиль обычно изготавливается из полоски дюрали. Дабы осуществить его загибание по шпангоутным обводам, следует сделать из стали шаблоны, что вырезаются по разметке. Для каждого делается отдельный шаблон. Потом уже изготавливается вращающийся ролик и гнется профиль.

Шпангоутные секции можно соединить друг с другом при помощи специальных вставок из дюрали, а также фанерными заполнителями. Сверху шпангоутов 2 и 4 при помощи эпоксидной смолы прикрепляем скобу, которая позволит прикрепить к ним концы мидельвейса. Скобы чуть меньших размеров монтируются на все шпангоуты, дабы можно было осуществить закрепление стрингеров. На верхнюю часть шпангоутов 1 и 5 устанавливаем дополнительные скобы. Они потребуются для полной установки мидельвейса. А к кильсону сами шпангоуты можно закрепить, применяя вертушки.

Чтобы установить привальные бруски, сначала к ним нужно прикрепить планки овального типа. Чтобы они установились корректно, следует соединить 2 средние части брусьев, после чего отмерить по обе стороны от стыка по 4 сантиметра. На секции бруса с замком овальная планка должна быть повернута на 180 градусов.

А чтобы провести фиксацию на третьем шпангоуте, в язычке на брусе следует проделать отверстие для болта, выполненного из нержавейки

Если брусья привала сначала закрепляются на 3 центральных шпангоутах, то сразу можно размечивать места установки планок на шпангоутах 1 и 5. Для этого состыковываем концы привальников и прижимаем их к концевым шпангоутам, после чего намечаем точки там, где брусья прикасаются к винту.

Теперь к заготовке мидельвейса нужно приделать замок и крючок, а также прикрепить язычок у штевней и смонтировать на место вилку. После этого заклепками соединяются концы брусьев привала, стрингеров, а также мидельвейсов со штевнями. Брусья привала соединяются с ними накладкой. Когда каркас будет собран, следует просверлить дырки для установки заклепок.

Боковые части фальшборта склеиваются при помощи клея, устойчивого к воздействию воды. Полосы для их сборки следует сделать из фанеры и в нижнем краю каждой сделать паз, куда будет протянут провод деки. Боковые части фальшборта в носу следует соединить при помощи петли. Чтобы укрепить шпангоуты на фальшбортах делаются прорези, куда вставляются концы скоб на шпангоутах 3-4. Остается лишь приделать заклепки и поставить задник. Так делается разборная модель каркаса лодки.

Теперь требуется создать оболочку байдарки. Тут потребуется цельный кусок ткани длиной не менее 420 сантиметров и шириной не более 91 сантиметра. Можно взять баннер. Он прикладывается к каркасному дну, после чего края полотна стягиваются толстыми нитями. Потом ткань на корме и носу прорезается, и оболочка подгоняется по штевням.

На концах оболочка усиливается при помощи проклеивания изнутри и снаружи внутренним шлангом, который предварительно разрезается на 2 части продольно. Внутренний и наружный шланги заделываются на штевни, после чего борта оболочки раскраиваются сверху под деку.

Теперь ее нужно выкроить и присоединить к оболочке, что находится на каркасе. Для нее потребуется 4 части материала – 2 концевые и 2 средние. По периметру последних следует установить резиновый шнур, который понадобится, чтобы дека обтягивала фальшборт. Его пришивают с нижней части оболочки. Потом приклеивают герметичную полоску, после чего края деки заводят в пазы на фальшборте и затягивают.

Остается прикрепить спинку. Для этого можно использовать стержни и овальные планки. Потом это нужно проделать с упором для ног, который делается из фанеры. Теперь остается сиденье, которое может быть надувное или пластиковое. Ну и можно сделать весло.

Такая лодка может быть и с мотором, тогда на нее можно поставить рулевое управление, киль и парус. В общем, она может быть более тюнингованная, чем, скажем, надувная. По этой причине и была рассмотрена более сложная в создании конструкция.

Как сделать аксессуары?

Теперь рассмотрим, как сделать некоторые аксессуары для байдарки. Например, если требуется сделать фартук – незаменимый элемент в каких-то сложных походах, то его можно создать по размерам кокпита. По внешнему периметру фартука вшиваем шнур с 2 упругими центрами – отрезками резиновой трубки, которые позволяют ткани очень плотно прилегать к фальшборту. По краю внутреннего отверстия фартука следует вшить легкий обруч, который может быть сделан из пластика или дюрали. На него натягивается «юбка» гребца либо нижняя кромка «эскимосской» курточки, снабженная резинкой.

Еще один важный аксессуар, который точно может пригодиться – тележка для перевозки байдарки. Сделать ее можно из старой раскладушки. Тогда ее длина будет 135 сантиметров, ширина – 40, а колея – 45 сантиметров. Самым сложным будет подбор колес. Для этого можно будет взять колеса от детского велосипеда.

Следует брать их среднего размера, потому что слишком маленькие снизят проходимость тележки. Если колеса найдены, то останется только соединить полуоси колес при помощи трубы, которая станет осью тележки. Если колес нет, то их нужно будет сделать.

На оси тележки ставится рама, выполненная из трубок раскладушки. В задней части трубы загнуты вверх и образуют площадку, которая отлично держит тележку. Ее габариты могут варьироваться в зависимости от различных факторов.

Итак, 2 продольные и 3 поперечные трубки раскладушки в определенных местах согласно выбранной ширины, а ножки кровати должны быть срезаны по заклепкам. Трубки поперечного типа можно состыковать на сердечниках деревянного типа при помощи шурупов. Ось тележки должна быть скреплена с продольными трубами пластинами в виде треугольника. Это позволяет разобраться тележку, если нужно, и уложить внутрь самой байдарки.

О том, как сделать байдарку из фанеры своими руками, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет