Туристические газовые баллоны: особенности и правила выбора

Содержание
  1. Специфика
  2. Разновидности
  3. Внутренняя начинка и рекомендации по выбору

Туризм привлекает большое количество людей. Но каким бы приятным ни было близкое общение с природой, очень важно еще обеспечить и необходимую степень комфорта своего отдыха. Немаловажную роль в этом играет туристический газовый баллон для походной варочной плиты, который нужно выбирать основательно.

Специфика

Применять сжиженный природный газ в качестве горючего начали с 1930-х годов. Но в походном варианте баллоны с этим топливом начали выпускать только в послевоенный период. Постепенно они вытеснили керосиновые и все прочие виды туристических примусов. Все сколько-нибудь солидные изготовители горелочного оборудования поставляют под собственной торговой маркой еще и топливные емкости соответствующего образца. Они оптимально соответствуют походным очагам по своему исполнению и техническим особенностям.

Однако на практике для походной плиты можно применять самые разные баллоны. Единственное исключение из общего правила составляет продукция фирмы ADG, продающаяся под брендами Campingaz, Coleman.

Следует учитывать также, что не обязательно приобретать баллоны, выпущенные самими производителями горелок. Ту же самую продукцию, причем совсем неплохого качества, изготавливают и другие компании. Чтобы сделать правильный выбор, надо учесть конкретный вид устройства.

Разновидности

Принято делить туристические баллоны с газом на следующие типы:

  • цанговый;

  • резьбовой;
  • прокалываемый;

  • клапанный.

В случае с резьбовым исполнением предусматривается сменный картридж. Конструктивные особенности определяют, будет ли наворачиваться на резьбу сама горелка или присоединенный к ней шланг. Вместимость резьбового баллона составляет от 0,11 до 0,5 кг газа. Заплатить за него придется от 100 до 300 рублей. Точная ставка зависит не только от вместимости, но и от ценовой политики производителя.

Цанговые резервуары иногда называют штуцерными или штоковыми, а в обиходе даже дихлофосными емкостями. Такие устройства оптимально проявляют себя в мобильной кухне (плитке). Применять их в горелках можно только с помощью особого переходного контура. Не всегда он идет в комплекте, поэтому такой момент советуют уточнять отдельно при покупке. Стенки у цангового баллона тоньше, чем у резьбового, они периодически сминаются в точках стыковки с горелкой. Поэтому устанавливать источник газа придется максимально аккуратно.

Еще одной проблемой в этом случае становится то, что дихлофосные баллончики обычно содержат худшее топливо. Именно такого мнения почему-то придерживаются многие опытные туристы. Вес газа внутри составляет 0,22 кг. Стоимость в несколько раз меньше, чем у резьбовых аналогов сопоставимой вместимости.

Клапанные баллоны поставляются только под брендами Campingaz, Coleman. Они подойдут исключительно для горелок под теми же самыми торговыми марками. При этом важно еще наличие простой или усовершенствованной соединительной магистрали варианта Easy Clic. Существует мнение, что такой стык при нормальных условиях позволит избежать даже очень слабой утечки газа. Проблема в том, что переходные устройства с «резьбы» на «клапан» серийно не выпускаются.

Внутренний объем в литрах может составлять:

  • 0,19;
  • 0.23;
  • 0,45;
  • 0,5.

В большинстве случаев, по мнению специалистов, достаточно будет емкости 450 граммов. Что касается прокалываемых устройств, то они выпускаются не только под брендами Campingaz, Coleman, но и под марками Kemper и рядом других удешевленных клонов. Такие изделия предназначены преимущественно для пикников. Баллоны невозможно снять до окончательного израсходования газа. Прокалываемые резервуары очень широко продают в европейских странах, где их можно приобрести даже на АЗС.

Внутренняя начинка и рекомендации по выбору

Большое значение имеет, конечно, не только сам баллон, но и газ, содержащийся во внутреннем объеме. Резервуар в большинстве случаев наполняют сложным композитным газом, который составляют:

  • пропан;
  • бутан;
  • изобутан.

Соотношение между этими веществами определяет, как хорошо станет действовать горелка, а также пригодна ли она для приготовления пищи на холоде. В основном баллоны заправляют пропан-бутаном в соотношении 30 на 70 или 20 на 80%. Но если нужно готовить пищу при низкой температуре, целесообразно использовать бутан в чистом виде или в смеси с изобутаном. Эти газы нужно выбирать и в том случае, когда поход планируется летом, но очень важна стабильная работа.

Важно: все описанные выше газовые путевые баллоны не способны работать, если воздух вокруг холоднее -16 градусов.

«Зимний» газ обозначают надписью «зима» либо символом «снежинки». В баллонах, маркированных таким образом, содержится не менее 50% пропана. Изготовители заявляют, что подобные газовые смеси рассчитаны на эксплуатацию при температуре до -30 градусов.

Чистый пропан потребуется для плитки Coleman Propane Fuel. Подобный газ пригоден для температур в пределах -42 градусов. Но поскольку пропан требуется сжижать при высоком давлении, его помещают в тяжелые прочные баллоны. Чистый изобутан или чистый бутан применяют преимущественно в летних условиях, в конце весны или начале осени.

Важно: если нужно готовить пищу при значительном морозе, следует брать или пропановую, или мультитопливную смесь. Емкости 220 или 450 мл рекомендуют брать в дальние горные походы. Там очень важна экономия буквально каждого грамма топлива.

Чтобы определиться с необходимой емкостью резервуара, нужно помнить, что газа в картридже 450 г хватает на приготовление пищи трем туристам в течение 2 суток. Поэтому 2 литра газа будет достаточно для 15 дней путешествия. Если же совершать поход планируется в течение месяца, нужно приобретать в общей сложности 5 л газа. Конечно, при другой численности экспедиции нужно подбирать иное количество топлива. Что касается вида баллонов, лучше всего выбирать цанговый формат.

Такие изделия можно приобрести даже в наиболее отдаленных местностях. Это обстоятельство очень важно, когда планируется добираться до начала маршрута по воздуху. Возить газ в самолете на регулярном рейсе запрещено. Да и при поездках на поезде стоит помнить о таком ограничении. Не исключено, что багаж будут выборочно проверять.

Следует отказаться от употребления перезаправленных баллонов. Сама конструкция таких емкостей изначально создается с расчетом на однократное использование. Конечно, следует отдавать предпочтение изделиям ведущих фирм. Они надежнее продукции малоизвестных марок. Еще следует внимательно изучить отзывы о конкретном продукте.

​​​​Полезно знать и реальную массу различных баллонов. В чистом виде этот показатель (без учета газа) составит:

  • для шведских «Колеманов» на 877 мл — 0,204 кг;
  • для китайских баллончиков на 0,975 л — 0,216 кг;
  • для Kovea и SnowPeak на 0,975 л — от 0,216 до 0,218 кг;
  • для Primus на 0,23 л — от 0,132 до 0,135 кг.

Про туристические газовые баллоны смотрите в следующем видео.

Комментариев нет