Туристический примус: описание, виды и выбор

Содержание
  1. Что это такое и зачем он нужен?
  2. Преимущества и недостатки
  3. Разновидности
  4. Популярные модели
  5. Как выбрать?
  6. Тонкости эксплуатации

Туристические примусы — современные бензиновые и газовые приборы, позволяющие готовить пищу в походных условиях. Они абсолютно незаменимы в путешествиях и на отдыхе «дикарями». Большинство таких приборов обеспечивает довольно быстрый нагрев посуды, дает возможность легко приготовить пищу в котелке или кастрюле, не требует сложного обслуживания. Приобрести подходящее топливо тоже не составляет труда. Рассмотрим в статье, как выбрать оптимальную модель туристического примуса, чтобы не оказаться в сложных условиях без доступа к горячему питанию.

Что это такое и зачем он нужен?

Туристический примус — портативный прибор, обеспечивающий возможности для использования источника огня, вне доступа к стационарным плитам. С самого начала к этой категории горелок относились исключительно модели на жидком топливе — керосине, бензине. Среди современных вариантов можно найти и газовые решения, обладающие довольно хорошим КПД, к тому же более удобные в транспортировке.

Все примусы отличаются бесфитильным типом конструкции и, по сути, напоминают паяльную лампу. При подаче под давлением топливо обеспечивает необходимую интенсивность горения. Входящая в состав конструкции конфорка обеспечивает возможности для распределения тепла при нагреве по днищу посуды.

На одной заправке изделие может работать до 50-60 минут. В отдельных случаях применяются модели, в которых в качестве топлива выступает газовый баллон.

Первые примусы не являлись походным снаряжением, использовались в стационарных условиях. В дальнейшем их высоко оценили путешественники, туристы, любители походов, участники экспедиций. В России примусами оснащались домовладения, до которых еще не дошла всеобщая газификация. Собственное производство было налажено в стране с 1922 года, сегодня сфера использования прибора ограничена преимущественно областями, не связанными с домашним хозяйством.

Преимущества и недостатки

У примусов, имеющих богатую историю использования во многих странах мира, есть свои плюсы и минусы. Среди преимуществ этих нагревательных приборов можно отметить:

  • максимально высокий КПД — гораздо выше, чем у других видов нагревательных приборов автономного типа;
  • компактные габариты, удобные для перевозки и переноски;
  • невысокие потребности в топливе;
  • адаптированность для работы практически в любых условиях;
  • возможность оперативного решения проблем с топливом — приобрести бензин или газовый баллон можно в любой стране мира.

Недостатков также хватает. Не имея опыта, довольно сложно разобраться с процессом розжига. Бензиновые модели склонны к засорению форсунок из-за особенностей топлива. Работающие на керосине варианты техники более надежны. А также трубки горелок могут скапливать внутри налет, образующийся в результате сгорания топлива.

В некоторых моделях при горении наблюдается сильный шум. Кроме того, примусы в целом сложно отнести к разряду экологичных и безопасных видов нагревательных приборов.

При неправильной эксплуатации техника может взорваться.

Разновидности

Среди существующих разновидностей примусов можно отметить несколько вариантов конструкции.

  • Керосиновый. Считается устаревшим, такие модели можно отнести к родоначальникам походного оборудования для приготовления пищи. В связи со сложностью получения доступа к качественному топливу, керосиновые примусы сегодня оказываются практически невостребованными. В продаже их найти довольно сложно, но при должном уходе и обслуживании вполне можно использовать модели, выпущенные несколько десятилетий назад.
  • Бензиновый. Универсальный прибор, обеспечивающий возможность для эксплуатации в самых сложных условиях. Техника работает при температурном режиме до −50 градусов по Цельсию. Приборы пригодны для применения исключительно на открытом воздухе. Их нельзя располагать внутри палатки, следует соблюдать определенные меры предосторожности.
  • Газовые. Современные модели с баллонами по 5 л или компактными сменными картриджами отличаются высоким уровнем безопасности. Расход топлива здесь гораздо ниже, найти заправку тоже не составляет труда. При сгорании газа не образуется опасных соединений, нагара, скапливающегося на стенках трубки, подающей топливо. Современные туристы все чаще выбирают именно этот вариант для использования в походных условиях.

Сравнив керосиновые, бензиновые и газовые приборы, можно без лишних затруднений сделать окончательный выбор, обеспечив себе приобретение современного примуса для туризма и походов.

Популярные модели

Современные производители выпускают целый ряд моделей походных примусов. Среди них можно обнаружить как классические жидкотопливные, так и газовые варианты с разной продолжительностью автономной работы.

Primus MFS 3288

Мультитопливные горелки, отличающиеся универсальностью применения. Модель может работать на керосине и бензине, поддерживает подключение газовых баллонов. Конструкция горелки предусматривает наличие складных ножек, соединение с топливным баком осуществляется при помощи гибкого шланга в оплетке из металла. Расчетная мощность 2800 Вт. Популярность модели многократно подтверждена туристами и походниками с разным уровнем опыта.

«ПТ-1»

Классическая модель примуса, в комплектацию которой входит сама горелка, воронка для залива топлива, универсальный ключ, запасные элементы (сальники) и ручка. В качестве горючего выступает автомобильный бензин с небольшим октановым числом. Бачок для топлива вмещает 120 мл – этого достаточно для работы на протяжении 35 минут при максимальной мощности. Литр воды закипает за 8 минут, на одной заправке можно вскипятить чайник, сварить суп.

Отсутствие насоса делает работу с этим жидкотопливным примусом более простой и понятной. Изделие требует предварительного прогревания чаши сухим или жидким горючим. Сформированное внутри давление позволяет вытеснять горючее, при попадании к горелке оно становится парообразным, быстро сгорает. Модель стоит менее 2000 рублей, имеет продолжительный срок службы.

«Мотор Сич ПТ-2» и «Мотор Сич ПТ-3»

Примусы украинского производства, давление в системе которых нагнетается при помощи насоса. Разница между модификациями заключается в расходе топлива — 0,25 или 0,3 л в час, расчетная мощность 3 кВт. Примусы среди опытных туристов считаются недоработанными, практически всегда купленное изделие приходится дорабатывать напильником, менять комплектующие. При прогреве на горелке рекомендуется применять сухое топливо.

Изделия характеризуются тихой работой, высокой скоростью нагрева воды. В наличии удобный кейс для переноски и хранения.

«Шмель»

Примусы «Шмель» выпускались в 4 модификациях, отличавшихся объемом топливного бака. Сегодня этот вид продукции производится в Казахстане и носит название «Дастан». Стандартный расход топлива в день — около 35 мл на человека. В качестве горючего применяется гептан или чистый бензин для автомобилей. В модели предусмотрен насос, применяемый для нагнетания давления.

Среди отличительных характеристик современной версии «Шмеля» можно отметить значительную емкость бака — 0,8 л, этого достаточно для непрерывного горения на протяжении 3,5-5 часов. Примус поддерживает использование посуды с диаметром дна до 210 мм. Изучив обзор походных моделей «ПТ-1», «Мотор Сич ПТ-2» и «ПТ-3», «Шмель», можно определиться с их техническими характеристиками и принять окончательное решение.

Как выбрать?

Приобретая необходимый походный инвентарь, нужно обязательно уделить внимание правильному подбору примуса. Сделать выбор в пользу газовых или жидкотопливных моделей бывает довольно сложно. Но первое, что стоит учесть: сезонность применения оборудования. Газовые версии имеют ограничение по температурному режиму применения — по достижении порога в −30 градусов Цельсия он плохо горит. Для экстремального туризма наиболее предпочтительным вариантом станет именно жидкотопливный примус.

Опыт использования тоже важен. Газовые версии не требуют сложной заправки — в большинстве случаев используются одноразовые сменные баллоны или штатные емкости по 5 л. Компактные модели пригодны даже для использования внутри просторной палатки. С жидкотопливными вариантами может справиться не каждый опытный походник. Если примус покупается для восхождения в горы или длительной экспедиции, оптимальным решением станут именно варианты на жидком топливе.

Для особенно сложных условий можно приобрести комбинированный мультитопливный вариант. В этом случае горелка будет иметь сменные форсунки для перехода между разными версиями горючего.

А также для комфортной эксплуатации следует учесть ряд других важных характеристик.

  • Скорость закипания 1 л воды. Замер должен производиться при комнатной температуре. Производитель обычно указывает этот параметр, или его можно обнаружить в обзорах пользователей примусов.
  • Максимальный расход топлива. Если учесть, что горючее приходится нести или везти с собой, этот фактор будет иметь важное значение.
  • Масса и размеры горелки. При путешествии с рюкзаком лучше выбирать наиболее компактные решения.
  • Наличие различных опций. Наиболее полезными в условиях похода являются пъезоподжиг и возможность регулировки пламени.

Учитывая все эти моменты, можно обеспечить правильный подбор примуса для похода, поездки или использования на даче.

Тонкости эксплуатации

При использовании примусов очень важно соблюдать определенные правила. Среди общих рекомендаций можно выделить запрет на эксплуатацию в плохо вентилируемых помещениях. При эксплуатации в условиях палатки или автоприцепа бывает довольно сложно обеспечить достаточные меры безопасности. Примусы — техника с повышенным уровнем пожарной опасности, их горелка всегда должна оставаться открытой. При перегреве нагревательный прибор может просто взорваться.

В ходе эксплуатации примуса на базе жидкого топлива порядок розжига будет следующим:

  • залив топлива в специальный резервуар в пределах 2/3 от его полного объема;
  • при наличии насоса — накачивание давление воздуха в баке;
  • прогревание горелки путем наливания в ее чашу топлива с его практически полным сгоранием;
  • открывание подачи топлива, при возгорании оно должно давать синее пламя.

Если в примусе нет чашки, можно обойтись без предварительного прогрева. Первоначально при розжиге пламя здесь имеет желтый оттенок, после прогрева приобретает синий цвет. Погасить примус можно при помощи специального регулировочного винта. Им перекрывается подача топлива, далее нужно дождаться, пока примус остынет. В дальнейшем необходимо воспользоваться воздушным винтом, и сбросить давление.

В примусе на жидком топливе должен находиться специальный предохранительный клапан, предотвращающий перегрев. Но не стоит забывать, что при сбросе давления происходит выплеск топлива, и он может стать причиной пожара.

Заправка горючим и его долив происходит только в остывший примус. Нельзя производить эти манипуляции с горячим прибором.

В следующем видео вас ждут запуск, тест и впечатления от туристического примуса ПТ-3.

Комментариев нет