Культура поведения: важные правила и этикет в обществе

Культура поведения: важные правила и этикет в обществе

То, как человек ведёт себя в обществе, как он взаимодействует со знакомыми и незнакомыми людьми, говорит о его «культуре поведения», характеризует его как воспитанного или невоспитанного человека. И чтобы достойно вести себя в той или иной ситуации, нужно знать определённые нормы и правила поведения, а также обладать высокими моральными качествами.

Особенности

Культура поведения – это такое широкое понятие, которое объединяет общественные нормы с моральными ценностями. Иными словами, это такие правила и особенности поведения, которые неразрывно связаны с нравственностью и воспитанием человека.

Именно благодаря нормам можно определить, правильно или неправильно ведут себя люди в той или иной ситуации, – это своеобразный общественный критерий.

Воспитанный человек всегда готов соблюдать правила поведения, быть тактичным и доброжелательным по отношению к другим, даже незнакомым людям.

В понятие «культура поведения» входят и еще несколько аспектов:

  • Набор действий человека в общественных местах (парк, транспорт, работа, школа, очередь, банк, остановка, магазин). То, как человек ведёт себя, как решает конфликтные ситуации – всё это является показателем его нравственной культуры.
  • Бытовая культура. Имеется в виду то, как человек реализует свои личные потребности, как организовывает свой досуг.
  • Правильная и красивая речь. Неотъемлемая часть культуры поведения. Жаргонные выражения не характеризуют человека с лучшей стороны. К речи относится и мимика с жестами.
  • Соблюдение этикетных норм – показатель хороших манер и воспитанности. Важно не забывать о них, особенно находясь в общественных местах.
  • Приличный и опрятный внешний вид, соблюдение правил гигиены – это проявление внешней культуры, и оно также необходимо.

Данные принципы и нормы – это результат вековой работы, в основе которой – гуманные отношения между людьми.

Культурное воспитание

Нормы поведения, неотделимые от понятия нравственности, закладываются в каждом человеке с детства. С самых ранних лет ребёнок должен усваивать определённые правила, которые в дальнейшем станут неотъемлемой частью его взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Воспитывая ребёнка, стоит помнить о том, что в дошкольном возрасте он не способен точно следовать какому-либо правилу поведения, может не до конца осознавать тот или иной поступок, а его навыки и привычки неустойчивы и могут поменяться. Как же воспитать из ребёнка нравственного и культурного человека?

Существуют следующие способы:

  • Нужно, чтобы в семье всегда царила благоприятная атмосфера для подобного воспитания. Маленькие дети склонны к подражанию, и если они видят, что родители заботливы, они ответят тем же и будут слушаться их. Обстановка, царящая в семье, также оказывает влияние на характер ребёнка и его взаимодействие с другими детьми.
  • С самого раннего возраста нужно привить ребёнку основные правила общения со сверстниками. То есть уже в два-три года малыш должен уважительно относиться к другим детям: не пытаться отнимать игрушки, не мешать досугу других детей, не драться и не хулиганить. Доброжелательность к людям – это основа культурного поведения.
  • Помимо правильного поведения в обществе, важно объяснить детям о необходимости беречь природу. Ребёнок должен видеть красоту растений, уметь ухаживать за ними, а также любить животных.
  • Кроме этого, нужно развить в детях стремление к труду. Они должны быть готовы выполнять то или иное поручение взрослых, оказывать помощь (самостоятельно убрать игрушки, помочь протереть пыль).
  • Постепенно требования к детям должны становиться выше. В возрасте четырёх лет ребёнок уже лучше осознаёт свои поступки, у него развиваются новые качества – следует научить его вежливости (обращаться к взрослому человеку на «вы»), бесконфликтности. В этом возрасте дети хорошо усваивают правила этикета, поэтому пора объяснить ему нормы поведения в общественных местах (библиотека, транспорт, театр, кино)
  • Важен контроль со стороны родителей. Необходимо оценивать выполнения того или иного правила как положительно, так и отрицательно (но тактично). Наказывать ребёнка за какие-либо проступки нужно, но не в грубой форме, и тем более не физически. Дети должны понимать, за что они наказаны и что сделали не так. Если ребёнок часто нарушает нормы поведения, то важно выяснить причины. Возможно, они не могут быть усвоены им в силу возрастных и других индивидуальных особенностей.

Воспитание нравственной и культурной личности нужно начинать уже с раннего возраста ребёнка, поэтому важно быть для него достойным примером для подражания.

Этика

Культура поведения включает в себя не только усвоение человеком этикетных норм, но и этических. Этика – это наука о нравственности, то есть о внутренней наполненности человека, которой он руководствуется при совершении того или иного поступка и взаимодействии с окружающими.

Этические навыки определяют то, насколько успешно человек будет придерживаться принятых норм в обществе. Формирование этого навыка зарождается ещё в детстве и продолжается в подростковом возрасте. Данный период времени характеризуется своими особенностями, которые стоит учитывать:

  • У подростков возникают новые переживания, потребности, перед ними встают новые задачи, они меняются не только внешне, но и внутренне.

Здесь важно не задавить подростка контролем над выполнением усвоенных ранее этических норм, но и не пускать всё на самотёк.

  • У подростка должно быть развито умение самостоятельно применять усвоенные правила на практике.
  • Он будет смотреть на другие образцы поведения и брать пример с родителей, поэтому важно и взрослым придерживаться установленных этических норм, даже если подросток будет провоцировать их нарушить.
  • Подросткам важно предоставить свободу и личное пространство как для учёбы, так и для досуга. Он должен уметь организовывать свою деятельность, уметь общаться с тем или иным учителем, брать на себя ответственность за свои неудачи в школе.
  • Не стоит давить на подростка при выборе им компании сверстников. Он должен уметь строить правильные человеческие отношения на основе усвоенных им знаний в детстве самостоятельно.
  • То, как подростки выполняют обязанности и поручения, является характеристикой их воспитанности. Они должны быть исполнительны и не дожидаться напоминаний родителей о выполнении какой-либо просьбы. Важно, чтобы они брали на себя ответственность за часть семейных обязанностей, которые им отведены.
  • Родителям важно контролировать личную жизнь подростка, но не в ущерб его личному пространству. Достаточно интересоваться его мыслями и уметь принимать его мировоззрение, быть доброжелательным, уметь выслушать и дать краткий и существенный совет.

Важно рассказать подростку о глубоком смысле культуры поведения, о том, что это не простые условности, а вековые традиции, свидетельствующие об уважительном отношении к окружающим.

Советы и рекомендации

Существуют определённые нормы повседневного культурного поведения, которые необходимо придерживаться в обществе (больнице, театре, транспорте, школе, игровой площадке):

  • Приветствие – важный ритуал между людьми, который говорит, прежде всего, о воспитанности. Нужно здороваться с людьми, даже с незнакомыми. Например, если два незнакомых человека едут вместе в лифте или встречаются в подъезде, уместно будет поздороваться или просто кивнуть в знак приветствия.
  • Хвастовство – это дурная манера, а скромность – неотъемлемая часть культурного поведения, поэтому не стоит хвастаться чем-то перед другими, особенно перед людьми младшего возраста.
  • Важно запомнить, что если два человека встречаются на входе куда-то (в магазин или транспорт), то сначала нужно выпустить того, кто выходит, а уже потом заходить.
  • В транспорте нужно обязательно уступать место пожилому человеку, беременной женщине, инвалиду, пассажиру с маленьким ребенком или тяжелой сумкой. Также принято пропускать всех этих людей вперёд и открывать им дверь, заходя куда-то (например, в магазин).
  • Разглядывание человека с тем или иным внешним недостатком – это неприлично и невоспитанно. Даже если изъян бросается в глаза, лучше сделать вид, что ничего примечательного во внешности человека нет, то есть не больше, чем у других.
  • При возникновении спора на грубость не стоит отвечать грубостью, чтобы не усугубить конфликтную ситуацию. Лучше смягчить спор поисками компромисса, а явную грубость стоит проигнорировать.

Данные рекомендации можно назвать проявлениями «морального кодекса» любого человека, говорящие о его воспитанности. Важно развивать в себе эту культуру поведения, чтобы достойно взаимодействовать с людьми.

Небольшой видеоролик о правилах поведения в общественных местах смотрите далее.

Комментарии
Автор комментария