Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм

Национальный костюм – это своеобразная летопись, которая через века рассказывает нам об образе жизни народа, о его истории и душе. По тканям, крое и набору одежды можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве и экономическом развитии народа. Можно даже понять, с какими вызовами он сталкивался. Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма. И причиной этому была неспокойная жизнь на Кавказе.

Немного истории

Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.

Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.

Разновидности

Женский

В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха «халав», штаны «похан», верхнее платье «архалух» и передник «гогноц». По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье «минтана».

Рубаха «халав» была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны «похан». Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.

Поверх рубахи и штанов надевали платье «архалух». Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.

Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой. Сверху он крепился на узкий поясок.

Особую роль играл головной убор. Он нес в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, ее головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.

Детский

Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.

До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.

Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.

Вместе с приданным родители должны были дать дочери несколько костюмов, которые назывались «тараз».

Мужской

В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал.

Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет – «елак». Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась «бачкон». Вся одежда имела очень красивую вышивку.

Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.

Особенности

Цвета и узоры

Часто выбор цвета для одежды армян, зависел от местности, где они жили. Где-то предпочитали красный цвет, где-то белый. Также использовали синий, фиолетовый и зеленый.

Красному цвету отдавали предпочтение не только в одежде, но и широко использовали как цвет для вышивки. Красный в сочетании с зеленым был символом свадьбы. Черный цвет считался траурным и символизировал старость. Желтый использовали крайне редко. Он, как и черный, имел негативное значение и чаще всего его ассоциировали с увяданием и болезнью.

Ткани

Выбор тканей, так же как и цветов, был огромный и зависел от местности. Для нижней одежды использовали хлопчатобумажные ткани и шелк, для верхней сукно, шерсть, сатин и даже парчу.

Крой

Мужской архалух кроился с отрезной спиной. На талии она собиралась в сборки. Иногда спину кроили из нескольких клиньев. Сшивали верхнюю часть и подкладку одним швом.

Нижние мужские штаны («вартик») делали с широкой вставной полосой. Часто эта полоса была достаточно широкой, а потому длина штанов была равна ее ширине.

Женский архалух также имел отрезную спину и красивый длинный вырез на груди. Сбоку делали прорезы, которые шли от подола до пояса. Из-за этого получались три полы: две впереди и одна сзади.

Интересный обряд, связанный с кроением одежды, существует во время армянской свадьбы. За несколько дней до торжества родственницы жениха приходили в дом невесты, чтобы помочь выкроить и сшить платье. Жена посаженного отца должна была кроить и нарезать материал. В процессе она бросала ножницы, ругаясь из-за того, что те не заточены, и говорила, что больше помогать не будет. Однако, согласно поверьям, если она не раскроит платье, свадьба не состоится. Потому все гости начинали задабривать ее деньгами и угощеньями. Тогда она продолжала работу.

Красота свадебного наряда

Свадебная одежда в традиционном обществе отличалась лишь тем, что архалухи шили из более дорогих тканей. Другим был и цвет свадебной одежды. Например, носки обязательно делали красного цвета, который считался защитным. Важным элементом свадебного наряда были серебряные пояса. Их новобрачным вручали родители невесты во время венчания. Раньше частью свадебного наряда был и передник из дорогих тканей, который расшивали золотыми нитями. Свадебный наряд украшался вышивкой.

Часто вышивку на свадебных нарядах делали красно-зеленого цвета. В данном случае зеленый символизировал весну, молодость, новое поколение.

Со временем в армянский свадебный наряд все больше и больше проникали европейские традиции. Женское платье стали делать приталенные, белого цвета. Неизменным остался лишь серебряный пояс.

Аксессуары и украшения

Армянские головные уборы очень разнообразны. Мужские шапки делали из меха, сукна, войлока. Западные армяне предпочитали шерстяные шапки полусферической формы.

Женские головные уборы тоже были разными и более сложными. Чаще женщины носили небольшую шапочку типа фески, к которой подвешивали множество украшений. Замужние покрывали такую шапочку платками, которые должны были закрывать и шею. Нижнюю часть лица также закрывали платком белого цвета. Поверх него надевали еще один цветной. Чаще он был красный или зеленый. В присутствии мужчины женщина всегда должна была прятать свои волосы, потому снять головной убор она могла, только если дома никого из них не было.

Западные армянки использовали различные ободки для волос. Их делали из дерева и обшивали бархатом и жемчугом. Еще ободки делали из папье-маше, который тоже обшивали бархатом.

Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Прежде всего, это были семейные драгоценности, которые передавали из поколения в поколение. Носили армянки ожерелья, браслеты (как на руках, так и на ногах). Иногда в нос вставляли специальные серебряные украшения с элементами бирюзы. Пуговицы на одежде тоже нередко были серебряными.

Обувь

В качестве обуви армяне использовали так называемые трехи. Их делали из грубой кожи. Обували трехи на специальные шерстяные носки «гулпа». Женщины носили шлепанцы с острыми носами и также надевали носки.

В плохую погоду носили кожаные сапоги «масхер». Поверх масхера обували специальные шлепанцы «шмек». Шмек выглядели внешне как туфли на каблуке, только без задника.

Стилизованные модели

В наши дни армянский национальный костюм получил свое второе развитие. Целый ряд знаменитых армянских дизайнеров вернули в моду не только традиционное армянское свадебное платье, но и многие элементы кроя, орнаментов и украшений. Кстати, для вдохновения они использовали в том числе и музейные коллекции.

Наибольшую известность получили ювелирные изделия Арпи Авдаляна. Умело дополняет свои модели традиционными ожерельями и браслетами дизайнер Аревик Симонян, владелица бренда Kivera Naynomis. Также национальные мотивы использует для своих моделей дизайнер Геворг Шадоян.

Комментарии
Автор комментария