Накладки на банки лодок из ПВХ: особенности и изготовление

Лодки из ПВХ очень полезны и практичны. Но в готовом виде использовать их сложно. Обязательно придётся позаботиться о мягких накладках на банки для лодок из ПВХ.
Особенности и зачем это нужно
Приобретя набор мягких накладок, можно завершить укомплектование надувной лодки. От этого зависит то, комфортно ли будет пользоваться лодкой и ездить на ней с различными целями. В комплект поставки любой уважающий себя производитель включает ёмкую герметичную сумку. Её проектируют так, чтобы груз помещался внутри, не отнимая полезное пространство в лодке. Другой важной чертой сумки являются непроницаемые для воды швы.
Типичные разновидности имеют такие габариты:
- 0,6-0,7 на 0,2-0,22;
- 0,6-0,7 на 0,23-0,3;
- 0,71-0,8 на 0,2-0,22;
- 1,01-1,1 на 0,2-0,22;
- 1,11-1,2 на 0,23-0,3 м.
Приобрести накладку на банку с сумкой повышенной герметичности бывает необходимо:
- рыболовам;
- охотникам;
- туристам;
- прочим экстремалам и путешественникам.
Часто приобретают сразу 2 накладки. Тогда можно будет разложить вещи по сумкам, а самим комфортно разместиться в лодке. Проблем не возникнет ни при остановке (когда, к примеру, забрасывают удочку), ни при движении. Пара баночных сумок позволяет вместить практически все предметы, которые требуются для путешествия или поездки по делам. Ещё входящие в комплект фирменные сумки обычно конструируются так, что накладки легко освободить, а сами ёмкости без проблем носят на суше и возят в автомобилях.
Сами накладки проектируются так, чтобы они подходили и для ПВХ, и для стеклопластиковых лодок. Специальный тип ПВХ не пропускает воду. Внутри изделия иногда помещён слой поролона 0,05 м. Для закрепления накладок на сиденья к корпусам лодок часто применяются стальные кнопки. Заказать такие изделия можно во многих интернет-магазинах.
Ещё про разновидности и выбор
Фирменные мягкие накладки выпускаются, как уже говорилось, в широком ассортименте. Благодаря этому подбор оптимального варианта не представляет особых проблем. Кроме описанных выше изделий с поролоновым материалом, есть и другой тип — полиуретановые пластины прямоугольной формы, накрываемые непромокаемыми чехлами. В этом случае крепить накладку к банке приходится ремнями либо клапанами, дополненными застёжкой-липучкой.
Подобное изделие ставится на лодку за короткое время. Мало того, его не нужно убирать, когда лодку пакуют в сумку-переноску. Возвращаясь к ранее описанному типу (с сумкой), следует указать, что он идеален для хранения в полевых условиях:
- документов;
- оружия и огнестрельных припасов;
- запасной одежды;
- рыболовных снастей и так далее.
В базовой комплектации моторных и вёсельных лодок преимущественно используют жёсткие сиденья. Однако довольно многие модели подобную комплектацию не предусматривают. Особых проблем это не создаёт — изготовить своими руками жёсткое сиденье несложно. А вот мягкие накладки лучше покупать в специализированных точках — сделать самостоятельно столь же совершенный продукт куда сложнее. Для стандартных жёстких конструкций могут применять:
- бакелированную фанеру из многих слоёв (опционально покрываемую лаком);
- прочную пластмассу;
- текстолит.
Первый тип достаточно дешёв и при качественном изготовлении вполне надёжен. Ответственные производители пропитывают фанеру особой смесью не только на всю толщину, но и в торцах. Разница между сиденьями может быть связана и со способом крепления.
Комфортным вариантом считаются стационарные изделия (вставки в баллоны). Такое крепление может практиковаться как для мягких, так и для жёстких накладок.
Как сделать самостоятельно
За основу банки можно взять раскладываемое сиденье из комплекта поставки. Сначала срезают наклонную часть, добиваясь небольшого выхода трубок за посадочную доску. Когда отмерена требуемая ширина, поперечные трубки спиливают, а середину убирают. Важно: высоту сиденья подбирают под собственные анатомические особенности, чтобы было комфортно. Стыковка производится с помощью вставок, соответствующих диаметру трубок.
Потом надо поработать с отверстиями для брезента. В них вводят 4 самореза. Как трубки, так и доску сверлят соосно. В отверстия закладывают подходящие болты. Чтобы спина имела опору, берут туристические коврики, иногда даже большего размера.
Берясь за изготовление самой накладки, блок из ПВХ дополняют липучками, наподобие используемых в одежде. Другой вариант — водостойкий особо крепкий нейлон 420D PVC. Внутрь можно заложить мягкий вспененный полиэтилен. Альтернативный вариант — накладка на банку из ткани Оксфорд плотностью 900.
Цвет выбирают исключительно по своему усмотрению. Отрезать ткань нужно с запасом минимум 0,01 м шире самой банки. Но лучше на этом не экономить, чтобы избежать проблем при подгонке. Необходимости в чертежах нет, всю подгонку ведут «натуральным» способом. Широкий фрагмент загибают, чтобы не перепутать, где будет лицевая сторона.
На следующем этапе полосу ткани подгибают с трёх сторон. Маленький фрагмент призван держать лавку изнутри. Соединять большой и малый фрагменты советуют иголками (булавками). Прошивать полученную заготовку нужно в два шва на швейной машинке. Важно: после окончательной сборки и подрезки нужно ещё оставить примерно 0,015 м материи на подгиб.
Чтобы обойтись без сумки, можно пришить на накладку липучку. Две планки на концах подгоняют «примерно», чтобы только они «заходили». Изол лучше заменить пенкой, иначе изделие будет проминаться. Не надо стремиться делать всё ровно и без отгибов. Если технология соблюдена, самодельная накладка на лодочную банку окажется не хуже фабричного варианта.
О том, как изготовить своими руками накладку на сиденье в лодку, смотрите в следующем видео.