Башкирский национальный костюм

Башкирский национальный костюм

Немного истории

Территория обитания башкирского народа весьма обширна. В связи с этим образовалось различие в культуре. На это повлияло место обитания народа и непосредственно природная зона, в которой он был расположен. Так, например, в одной области основным видом деятельности являлось скотоводство, в другой земледелие, а в третьих искусные умения. Всё это в совокупности и объединено в башкирском народном костюме. Высокое мастерство поспособствовало объединению деталей в сложный ансамбль, в основе которого лежат глубокие исторические традиции.

Известно, что существует семь вариаций национального костюма башкир: северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. Всё дело в местах обитания народа, каждый костюм характеризует отдельный регион.

Особенности

Характерной особенностью костюма являлась его многослойность. Вне зависимости от погодных условий башкиры надевали под нижнюю одежду несколько слоёв верхней. Особенно в таких нарядах являлись на национальные праздники.

Одним из особенных нарядов башкир являлась верхняя одежда под названием казакин. Он представлял собой приталенный костюм на подкладке с наличием рукавов, застёгивался на глухую застёжку на пуговицах. Уникальность в том, что носили такое изделие и мужчины, и женщины. Да ещё использовали как одежду военнослужащие.

  • Цвета и оттенки. Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов.
  • Ткани и крой. Одежда башкирского народа создавалась с целью сохранения тепла в зимнюю пору и удобства летом. Да и из религиозных соображений башкиры не могут позволить себе носить открытую одежду. Поэтому национальный костюм имеет свободный крой. Обычно это длинные приталенные халаты, свободные штаны и рубашки. При выборе тканей предпочтение отдаётся шёлку, бархату, сатину. В отделке используется кожа, мех, различные бусины, монеты и вышивки.

Описание разновидностей

  • Женский костюм. Национальный женский костюм формировался не один десяток лет и продолжает приобретать изменения по сей день. Отличительный признак такой одежды – это богатство и роскошь.

Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк. Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди.

На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов.

Под платье было принято надевать ыштан (своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.

Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.

Очень известными были и запашные халаты. На севере это изделие именовалось бишмэт, на юге – елэн. Выполняли такие халаты из однотонного сукна и украшали монетами. Оба изделия очень схожи по своему крою, однако есть различие: подол у елэн расклешённый, а само изделие длиннее, нежели бешмэт.

  • Мужской костюм. Национальный мужской костюм не так разнообразен и более сдержан в исполнении. Обычно образ включал в себя свободную рубашку, напоминающую тунику, неширокие штаны и лёгкий халат или камзол. В зависимости от региона можно было встретить две разновидности рубашек для мужчин. Первая, относящаяся к югу, имела срез, спускающийся по косой, скреплялся он шнурком, и отличалась отсутствием воротника. Вторая, принадлежащая северу, имела воротник, а линия разреза была прямой.

В качестве верхней одежды мужчины надевали суконные чекмени, халаты в тёмной цветовой гамме и кафтан кэзэки, который имел расклешённый крой, воротник-стойку и глухую застёжку. По качеству ткани можно было определить уровень состоятельности башкира. К примеру, халат из материала вытканного дома носили малообеспеченные мужчины.

В зимнюю пору башкирские мужчины облачались в шубы из овечьей шерсти и тулупы.

Только мужским элементом одежды был пояс. Производили их нескольких видов: из шерсти, матерчатый, ременный и кушак с пряжкой. На случай праздника был отдельный пояс кэмэр. Отличался он наличием ювелирной пряжки и узорной вышивкой.

  • Детский костюм. Национальный костюм для девочки отражает характерные особенности в одежде этого народа. Может быть представлен в следующем виде: юбка кулдэк, безрукавка кэзэки и головной убор с вуалью – такыя (для девочек старше 10 лет).

Ансамбль для мальчика повторяет национальную одежду башкирских мужчин. Рубашка со шнуровкой, брюки, пояс с золотым узором – всё это характеризует образ башкирского мальчика.

Аксессуары и украшения

В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.

Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.

Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.

Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.

Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.

Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.

Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.

Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.

Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.

Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.

Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.

Обувь

Женской обувью были, украшенные кисточками. В не холодные времена надевали лапти (сабата), под них непременно нужно было надевать чулочные изделия. Производили чулочные изделия из различных материалов (шерсти, сукна). Отдельно в гардеробе имелись праздничные чулки расшитые узорами и наложениями.

Чулки носили и мужчины, но могли заменить их на портянки. В качестве обуви выступали сапоги итек и сарык. Ичиги были праздничным вариантом сапог, на них надевали галоши. Войдя в помещение галоши снимали, оставаясь в сапогах.

Красота свадебного наряда

К башкирской свадьбе готовились тщательно и заблаговременно. Одежда, служившая свадебными нарядами молодым, могла надеваться после свадьбы в особые праздничные дни. Для пошива нарядов подбирали женщин, прекрасно владеющих искусством вышивки, аппликации и узорного ткачества.

Праздник проходил ярко и насыщенно. Яркие цвета пёстрых женских платьев с отделкой различными лентами, пышные юбки, узоры и оборки делали праздник красочным и интересным. Цвета играли важную роль в свадебных нарядах. Красный служил символом домашнего очага. Красно-белое платье невесты символизировало солнце, тепло и уют. По краям платья вышивали орнамент – узоры, завитки, спирали. Поверх нарядов надевались халаты и камзолы.

На шею невесты надевали нагрудное украшение, вышитое камнями и монетами. По богатству этих украшений можно было судить об обеспеченности семьи.

Ноги невесты украшали белые сапоги, изготовленные из тонкой козьей кожи.

Голову невесты покрывали тонким платком, вышитым по краям.

Для жениха свадебную рубашку должна была вышить невеста собственноручно и вручить избраннику перед торжеством. Для этого использовали красную ткань. На рубашку надевался камзол без рукавов.

Штаны, свободные по крою, тюбетейка и пояс дополняли образ. Их, как и рубашку готовила невеста.

В качестве обуви жених использовал также белые сапоги, изготовленные из тонкой кожи.

Комментарии
Автор комментария